Главная - Статьи

Эдуард Веркин: Настоящие приключения

 

  • Веркин, Эдуард Николаевич. «Пчела-убийца». Гонки на мотоциклах: повесть. – М.: Эксмо, 2021. – 224 с. – (Настоящие приключения)
  • Веркин, Эдуард Николаевич. Искусство требует жертв. Видеоклип на «отлично»: повесть. – М.: Эксмо, 2016. – 224 с. – (Настоящие приключения)
  • Веркин, Эдуард Николаевич. Самовар, разлив, граната. Гид по неприятностям: повесть. – М.: Эксмо, 2016. – 224 с. – (Настоящие приключения)

 

Добрый день, друзья мои!

23-0172-160

Сегодня мы вновь поговорим о книжках Эдуарда Веркина. На сей раз – поподробней о серии его повестей для мальчишек и про мальчишек «Настоящие приключения». Их, этих повестей, на сегодняшний день восемь. Роман «Кусатель ворон», в котором действуют те же герои, но выросшие в почти взрослых людей, мы ранее уже обсуждали. В серию он, разумеется, не входит. А входят в нее истории про трех подростков – Витьку, Генку и Жмуркина, которых в каникулярное время обуревают различные потрясающие идеи, порождающие невероятные приключения, так или иначе пародирующие популярные жанры современной беллетристики.

В одной из наших бесед о книжках Веркина мы уже говорили о том, как эта великолепная троица, преодолевая многочисленные трудности и опасности, восстанавливала памятник танку Т-34. Сегодняшний рассказ – об их предыдущих и последующих приключениях.

Придумал этот сериал Эдуард Веркин еще в начале двухтысячных. Первой книжкой стала повесть «Пчела-убийца» про то, как рукастый Генка и его друг Витька, не без теоретического участия человека, не имеющего имени, по фамилии Жмуркин, нашли старика, отдавшего им (нет, не совсем подарившего – отработали, да еще как!) престарелый мопед европейского производства, довели его до ума и выиграли на нем приз городских соревнований. Не совсем, правда, выиграли, а ведь могли и совсем не выиграть… Но нет, такие парни не выигрывать не могут, потому что вкладывают в дело все свои знания, все силы и весь энтузиазм. Это во-первых. Во-вторых, потому что настоящих героев непременно подстрекает неверием в успех, но и сумасшедшими идеями их дружок Жмуркин. В-третьих, потому что всё – от соперников до самой судьбы – заставляет их преодолевать лишние трудности. В-четвертых, потому что все, что они совершают, совершают они впервые.

23-0172-155Ровно так же, как герои пионерских повестей Н.Н. Носова «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына», откуда, собственно говоря, герои Веркина и взялись. Впрочем, Эдуард Николаевич никогда и не скрывал происхождения своих героев: они из его пионерского детства и из любимых книжек любимых советских писателей.

Герои Веркина, однако, пацаны совершенно оригинальные, вполне современные – и, если можно так сказать, всегдашние. Они могли бы действовать в тридцатые, и в пятидесятые, и в семидесятые годы прошлого века, преодолевать те же трудности и те же страхи, а в совсем уж безнадежных ситуациях, как герои Гайдара, обретать неожиданных помощников среди взрослых.

Они очень разные ребята, но и очень похожие друг на друга. У каждого из них есть что-то от другого. Почему? Потому, что они друг друга дополняют. Спокойный, грамотный технарь Генка, который, казалось бы, со всем может справиться без помощников, на самом деле не может обойтись без Витькиного воображения. Витька же, способный и стих придумать, и статью сочинить, никакой уверенности в себе не чувствует без Генкиной мудрости и рукастости. Ну, а Жмуркин – как та кошка, что ходит сама по себе, да еще все время дразнится и любуется самим собой – Жмуркин, не способный ни к слову, ни к делу, однако, выдает идеи, конечно же, гениальные, судьбоносные, способные озолотить нашу троицу и в конечном счете, как видим мы в «Кусателе ворон», Жмуркин обойдет приятелей на первом же повороте. Впрочем, он, как и его друзья, способен и на благородные поступки.

Когда Генка, мечтающий о собственном мотоцикле, на получившем второе рождение мопеде по имени «Пчела-убийца» таки побеждает судьбу и выигрывает соревнования, в качестве приза получая сертификат на новенький мотоцикл, они с Витькой совершают истинное чудо, настоящий подвиг дружбы и благородства. Какой именно – узнаете, прочитав книжку.

А я перехожу к повести «Искусство требует жертв». Она про то, как Жмуркин23-0172-156 зарабатывал сумасшедшие бабки руками Витьки с Генкой. Ребята придумывают и снимают оригинальный видеоклип для местного олигарха: Витька сочиняет песню и сценарий и дерется с атаманом противоборствующей группировки головой матерого волка, Генка кует мечи и орала, а Жмуркин совмещает функции режиссера и главного снабженца.

И у них получается. Конечно, не без препятствий и финального вмешательства «бога из машины», но и то, и другое – так сказать, необходимые ингредиенты литературного блюда. Или – по-другому – лекала, по которым создаются повести этого цикла. И одинаковые, и разнообразные, и превосходно, как всё у Веркина, написанные. И, думаю, уже сегодня ставшие классикой подростковой литературы, недаром же они постоянно переиздаются.

Третья книжка – пока последняя в серии. Она называется «Самовар, разлив, граната». Написана повесть после долгого перерыва и потому, сохраняя все качества, присущие серии, представляет творчество зрелого писателя, а заодно и подросших героев. Теперь это уже старшие подростки. Теперь уже можно точно сказать, какими они будут во взрослой жизни. Да и приключения здесь покруче, нежели в предыдущих повестях.
По жанру же «Самовар, разлив, граната» - пародия на ужастики, история про то, как Жмуркин в очередной раз «сблатовал» приятелей на поиски некоего артефакта, обещающего принести друзьям немалую материальную выгоду. Для этого нужно было добраться до вымершей деревни, забраться в мертвый дом, отыскать в нем артефакт и вернуться домой живыми, по пути к медным трубам пройдя огонь и воду.

23-0172-157Отчаяннее всех трусивший, но и сильнее всех добивавшийся успеха, Жмуркин в итоге своего добивается, проявляя и мужество, и финальную благодарность друзьям, самим видом своим без сомнения пародируя Остапа Бендера в финальных главах «Золотого теленка».

Я не раз говорил в своих рассказах о том, как литература порождает литературу. На примере творчества великого читателя и, наверное, самого сильного и разнообразного сегодня беллетриста Эдуарда Веркина это отчетливо видно, причем на изначально пародийной серии «Настоящие приключения» - особенно. Это литература про литературу, потому она имеет так много общего с советской детской классикой, так от нее отличается и так же не стареет. Ведь – вдумайтесь только – начальным историям про Витьку, Генку и Жмуркина нынче уже двадцать лет, а это значит, что первыми благодарными читателями той же «Пчелы-убийцы» были ваши родители.

Ну, а мы, открыв для себя «Настоящие приключения», разве не влюбились и в героев, и в рассказчика раз и навсегда?..