Начну с того, что мой друг и товарищ по книжному рукомеслу Саша Медведев на сегодня является, пожалуй, одним из самых востребованных книжных графиков нашей страны. Он блестяще проиллюстрировал более 80-ти книг в различных издательствах не только Новосибирска, но также Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Челябинска и других городов.
Его прекрасные рисунки сопровождали книги не только местных, новосибирских писателей, но и классиков детской литературы Шарля Перро, Эдуарда Успенского («Вниз по волшебной реке»), Отфрида Пройслера («Маленький водяной», «Крабат») и других. Причём трилогия «Маленький водяной» Пройслера с его вначале чёрно-белыми, а затем и цветными рисунками переиздавалась 5(!) раз в различных издательствах страны.
У меня своё особенное, личное отношение к Александру Никитичу.
Во-первых, как к профессионалу самого высокого класса в области книжной полиграфии. Недаром столько лет (с 1985 по 1993 год) он проработал в Западно-Сибирском книжном издательстве под крылом у главного художественного редактора В. П. Минко. И таким учеником мэтр местной полиграфии вполне может гордиться.
Во-вторых, как к блистательному рисовальщику – мало кто может соперничать с Сашей Медведевым в мастерстве владения карандашом или пером. Его книжные рисунки можно часами рассматривать, открывая всё новые и новые образы, персонажи и даже горизонты.
В-третьих, как к мастеру, с поразительной лёгкостью перевоплощающемуся в ребёнка при работе над детской книгой; и в умудрённого жизнью человека, когда он берётся за «взрослую» книгу. Но при этом всегда доброго, ясного, весёлого.
А в-четвёртых (и это главное!), как к художнику, умеющему полностью «раствориться» в авторе книги, стать его изобразительной частью, но, вместе с тем, остаться самим собой.
Как пишущий человек могу сказать абсолютно точно, что таких иллюстраторов, как А. Н. Медведев, я на своём «литературном» пути встречал совсем немного.
С раннего детства юный Саша Медведев более всего любил рисование, музыку и путешествия. И что удивительнее всего: он сохранил эту любовь до нынешних лет. Поэтому любимыми предметами в школе были у него рисование, география и чистописание, которое, как известно, тесно связано с самым изысканным из искусств – каллиграфией. «Прежде, чем писать, посмотри, как красив чистый лист белой бумаги», – эту укоризненную японскую пословицу, которую можно рассматривать и как художественный «завет» знаменитых японских каллиграфов, будущий художник-иллюстратор Александр Медведев запомнил очень хорошо, случайно прочитав её в какой-то книжке.
Что же касается музыки, то уровень уроков по этому предмету в очень средней школе № 159 был Саше совсем неинтересен. Поняв это, он сразу поступил также и в музыкальную школу № 5 Новосибирска, которую успешно закончил по классу баяна, параллельно занимаясь там также и музыкальной композицией. А затем пришла очередь и электрогитары, чему, безусловно, способствовало увлечение творчеством легендарной ливерпульской четвёрки «Битлз».
Всякий раз, присылая по электронной почте свои иллюстрации к моим книгам, готовящимся к изданию, он снабжал эти письма своей музыкой. И мне это было не только приятно, но и очень полезно, ибо окрашивало его замечательные рисунки ещё и неожиданным, прихотливым, хотя и невидимым глазу эмоциональным светом. При этом, рассматривая его замечательные работы, я внутренне печалился от того, что будущий читатель (то есть человек, для которого мы с Сашей, в сущности, и работаем) этой окраски не почувствует и недополучит той радости, которую всякий раз получаю от своего друга-художника (и музыканта!) я, автор. Что поделаешь, нет в мире совершенства и полной гармонии!
Страсть к рисованию привела Александра Медведева после окончания школы в Новосибирский архитектурный институт, который он успешно закончил, став профессиональным архитектором. Однако, ни работа в архитектурных мастерских, ни проектирование газосветной рекламы, ни возня с различными шрифтами, торговыми марками и пиктограммами оказались ему, в сущности, неинтересны. Ведь он, прежде всего, хотел рисовать: иллюстрировать книги, создавать открытки, вычерчивать карты, придумывать настольные игры, буклеты, агитационные листовки и т.д. и т.п. Но в первую очередь, всё-таки заниматься книжной графикой.
После долгих уговоров один из товарищей по Архитектурному институту, на старших курсах подрабатывавший иллюстратором в Западно-Сибирском книжном издательстве (в ту пору единственном в Новосибирске), привёл его к главному художественному редактору В. П. Минко. И это решило дело! Вскоре А. Н. Медведев стал признанным мастером книжной графики, так что даже столичные литераторы готовы были становиться к нему в очередь за иллюстрациями при издании собственных книг.
Вскоре появилась у Александра Никитича ещё одна художническая страсть, затмившая все прочие, кроме, конечно, книжной графики: карикатура. Обострённое чувство юмора, весёлый характер, мастерское владение пером, а также парадоксальное мышление – всё способствовало этому.
Свою первую карикатуру, не оставшуюся незамеченной, Александр Медведев опубликовал в газете «Комсомольская правда» в 1985 году и уже вскоре после этого стал одним из постоянных и ключевых членов знаменитого Новосибирского клуба карикатуристов «Ядро Мюнхаузена». А также лауреатом международных конкурсов карикатуры в Бельгии, Италии, Голландии, Японии и, разумеется, России. Впрочем, рассказу об А. Н. Медведеве, карикатуристе, можно посвятить целую книгу с прекрасными картинками. Тем же, кто интересуется сатирическим творчеством Александра Медведева, я для начала могу порекомендовать сборник «Новосибирск сатирический (над чем смеялись в этом городе последние сто лет)», а именно тот раздел, который посвящён клубу «Ядро Мюнхаузена». Там имеется хоть и небольшой, но довольно представительный раздел, посвящённый А. Н. Медведеву, как карикатуристу.
Вишневский, Е. В. Приключения бродячего повара. Иллюстрации А. Н. Медведева