написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 

С. Мосиенко. Книжная графика Александра Шурица

 
 
Замечательный новосибирский художник Александр Шуриц, недавно ушедший от нас, оставил огромный творческий багаж, который ещё долго будут изучать и разбирать критики, искусствоведы и просто любители изобразительного искусства. Мы же остановимся на отдельной и очень интересной области его деятельности – книжной графике.
 
Закончив московскую «Строгановку», Александр Давидович приехал в Новосибирск заниматься дизайном. Но эта деятельность в 60-70-е годы не приносила больших материальных дивидендов, пришлось искать дополнительный заработок. Именно эта проблема и привела его в Западно-Сибирское книжное издательство, впоследствии – Новосибирское книжное издательство. По иронии судьбы, именно книжная иллюстрация сделала художника «классиком» ещё при жизни: на книгах, оформленных и проиллюстрированных им, выросло не одно поколение новосибирских мальчишек и девчонок. Сам я не раз был свидетелем того, как к мастеру подходили совершенно незнакомые люди и благодарили за «картинки» в книжках, которые запомнились им с детства и которые они теперь показывают своим детям.
 
Попытаемся проанализировать многогранное книжное творчество художника. По форме подачи изобразительного материала (изобразительным приемам) я бы выделил черно-белую штриховую и силуэтную графику, цветную иллюстрацию, коллаж.
 
В технике черно-белой штриховой графики выполнены, например, иллюстрации к «Приключениям Одиссея» Е. Тудоровской (1974). Здесь Александр Давидович стилизует свою мягкую плавную линию под графические работы известного художника 18-19 веков Ф. Толстого (в частности, к поэме И. Богдановича «Душенька» – повествованию о греческой красавице Психее). Тоже древняя Эллада, тоже мифология. Но не имитация толстовского стиля, а тонкая стилизация – обобщенное изображение с помощью условных приемов. Получилась как бы невидимая связь «Греция – Богданович – Шуриц». Очень стильная ассоциация, рассчитанная на знатоков. Саша был человеком интеллектуальным.
 
Силуэтную графику – чёрную заливку силуэтов на белом поле листа– мы видим в работах художника к «Стихотворениям и балладам» В. Жуковского (1985)  и поэтическому сборнику «Отчий мир» (1987). Подобная техника, имеющая китайские корни, была весьма популярна в Европе в прошлые века. Активно ее использовали и русские художники (К. Сомов, С. Чехонин). Александр Давидович дал ей новую жизнь, свойственную только его графической манере, его уровню стилизации. Отдельно отмечу, что в иллюстрациях к «Отчему дому» он использовал фрагменты наличников окон старых новосибирских домов в качестве декоративного элемента в нижней части рисунка. Их фотографии делал и коллекционировал его друг – дизайнер и известный фотограф Эдмон Керзон. Кстати, именно Керзон привёл художника в новосибирское издательство.
 
Как пример цветного иллюстрирования приведем рисунки из книги К. Чуковского «Бармалей» (1975). Обратим внимание – шурицевский Бармалей вовсе не страшный и не злой. По тем временам (а это «ранний Шуриц») такая интерпретация образа была весьма неожиданной. Заметим, что художник любил вставлять в книжки полосные иллюстрации – во всю страницу, без текста. Выглядели они как самодостаточные графические листы, как станковая самостоятельная графика. Жаль, что полиграфические издержки тех лет, не позволяли отразить всю красоту цветовой палитры.
 
Сложнейшей по макету для своего времени была книжка стихов М. Чёрного «Весёлое путешествие в Игронезию, Вопросилию и Загадандию» (1990). Замысловатые, порой почти ребусные тексты, необычная вёрстка – всё это ставило массу нелёгких задач перед художником, но он с честью справился с необычной работой.
 
Приём коллажа – изображение из рисунков разных авторов, фотографий, шрифтовых вкраплений – довольно распространенный способ оформления книг, особенно научно-познавательных. В работах Александра Давидовича присутствует как классический коллаж (В. Никифоров «Субботнее путешествие, или Урок экономики», 1986; «Пусть всегда будет солнце», 1986), так и коллаж имитационный.
 
Когда художник размещает на листе различные графические фрагменты, надписи, но не заимствованные, а выполненные лично им – без применения фотографии, аппликации и наборного текста (Р. Кошурникова «Как речка в дом прибежала», 1982). Кстати, мастер очень любил экспериментировать со шрифтами.
 
В целом, работая над научно-познавательными книжками для детей, художник был очень изобретателен. Ему приходилось делать массу эскизов, обсуждать точные места вставки рукописного текста в иллюстрацию и согласовывать этот текст с редакторами. Приходилось искать множество вспомогательного материала (теперь это помогают делать поисковые системы интернета, а тогда нужно было сидеть в библиотеке, собирать все буквально по крупицам).
 
Своего рода коллажем можно считать и комиксы – рассказы в картинках, последовательно идущих друг за другом. Художник комиксов никогда не рисовал, но «комиксовую» стилистику, «комиксовую» имитацию иногда использовал (Е. Пермяк «Сказ про газ», 1980; М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», 1982).
 
Книги, книги, книги… Жанровый диапазон книг, проиллюстрированных Александром Шурицем, очень широк. Выход сказочных повестей А. Волкова : «Волшебник Изумрудного города, «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей» и других – стал событием для книжного издательства Новосибирска в 1979-1986 годах. И, конечно же, во многом этому способствовала работа художника. Оформление придумали комбинированное: чёрно-белые рисунки в тексте, шмуцтитулы к разделам и вставные цветные иллюстрации. Это было связано с ограниченными возможностями полиграфии того времени. Но, с другой стороны, это дало возможность Александру Давидовичу продемонстрировать свой талант как в чёрно-белой штриховой иллюстрации, так и в цвете. Сложность работы, в частности, состояла в том, что герои книги – появляясь то в чёрно-белом варианте, то в цвете, то в штриховой технике, то раскрашенные – должны были быть узнаваемыми. Должна была присутствовать некая изобразительная преемственность. В итоге все получилось. Книжки «про волшебника» до сих пор хранятся во многих семьях новосибирцев.
 
С большим удовольствием Александр Давидович работал над «Одиссей»  и «Илиадой» Гомера. Долго искал формы подачи иллюстраций – эти бессмертные произведения оформляли сотни художников. Оттолкнувшись от греческих ваз, античных росписей, он нашёл свою линию, свои пропорции, свои типажи. Решил вписывать графические композиции в круг – решение красивое, но очень сложное для исполнения. Чтобы вписать в круг большие группы людей, необходимо виртуозно владеть знаниями композиции, анатомии, уметь стилизовать фигуры. Результат превзошел все ожидания. В 1987-1988-ом годах тиражи обеих книг разошлись почти моментально. Оригиналы иллюстраций были удивительно хороши! Почти все разошлись по коллекционерам и любителям искусства.
 
Последней книгой, оформленной художником, стали фантастические «Сендушные сказки» Г. Прашкевича (Свиньин и сыновья, 2010). Поначалу автор попросил меня сделать рисунки к этим необычным сказкам. Я прочёл рукопись и… растерялся. Тогда за работу взялся Шуриц, хотя к этому времени он уже отошёл от книжной графики и все свое время посвящал живописи. Книжка получилась изумительная! Профессиональная раскрепощенность, талант, накопленный к этому времени опыт, наконец, уверенность в своих силах, сделали свое дело. Знаю, что автору оформление очень понравилось. Художник остроумно и к месту вставлял в текст фрагменты своих живописных работ, переводил их в негатив, использовал лёгкое, почти воздушное рисование пером, мастерски включал в рисунок древние петроглифы – хулиганил, как хотел! А получилось – чудо. Черно-белое стильное чудо! И предмет моей белой зависти…
 
А в 2016 году издательство «ЭНАС-КНИГА» (Москва) предложило мастеру переиздать ряд книг для детей на современной полиграфической базе. Он успел подержать в руках эти качественно изданные старые-новые книжки. Остался доволен.
 
Когда рассматриваешь подборку иллюстраций Александра Шурица – диву даешься его мастерству и выдумке. Он одинаково свободно чувствовал себя и в реалистическом рисунке, и в гротескных его формах, доходивших часто до карикатуры. Подобных «универсальных» художников очень мало. И пока мы будем читать книги, пока будем получать удовольствие от рисунков – мастер останется с нами.
 
 
С. Мосиенко, художник
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика