- Начинается день и дневные дела,
Но треклятая месса уснуть не дала.
Ломит поясницу и ноет бок,
Бесконечной стиркою дом пропах…
- С добрым утром, Бах, - говорит Бог.
- С добрым утром, Бог, - говорит Бах.
С добрым утром!......................................................
- Под попрёки жены исхитрись-ка изволь
Сочинить переход из це-дура в ха-моль!..
От семейных ссор, от долгов и склок
Никуда не деться, и дело - швах…
- Но не печалься, Бах, - говорит Бог.
- Да уж ладно, Бог, - говорит Бах.
Да уж ладно!.............................................................
- А пронзительный ветер, предвестник зимы,
Дует в двери капеллы Cвятого Фомы,
И поёт орган, что всему итог -
Это вечный сон, это тлен и прах!
Но не кощунствуй, Бах! - говорит Бог.
- А ты дослушай, Бог! - говорит Бах.
Ты дослушай!...................................................................
- Он снимает камзол, он сдирает парик.
Дети шепчутся в детской: "Вернулся старик…"
Что ж, ему за сорок - немалый срок,
Синева, как пыль, на его губах…
- Доброй ночи, Бах, - говорит Бог.
- Доброй ночи, Бог, - говорит Бах.
Доброй ночи!..
И ведь так оно всё и было. Или могло быть. Должно было быть. Не могло быть иначе. Потому что Бах - это Бах. И достаточно один раз услышать хотя бы токкату ре-минор, чтобы понять: и Александр Галич, и вслед за ним Сергей Махотин, а до Махотина и знаменитый философ Альберт Швейцер в своей монументальной, в 800 страниц монографии, и М. Друскин - в своей книге, и С. Морозов в биографии Баха, написанной в 60-е годы для "молодогвардейской" серии "ЖЗЛ" - все говорят, пусть по-разному, пусть не впрямую (не всегда в нашей стране можно было свободно говорить о Боге), но - о том же: "Послушай, Бог!"
Сергею Махотину очень удалась эта работа, но, пожалуй, еще больше ему удалась книжка о Бетховене, которой мы и завершим сегодняшний разговор. Но прежде поговорим о биографии Моцарта, написанной Анатолием Сергеевым.
В общем, художественно-биографический очерк "Моцарт" А. Сергеева тоже вполне можно было бы счесть удачным, поскольку в нем хорошим языком достаточно внятно рассказано все самое главное о жизни и творчестве великого австрийского композитора - от детства самого знаменитого в истории музыкального вундеркинда до загадочной ранней смерти, если бы не основная идея книжки. Она заключается в очень спорном постулате, согласно которому старший современник Моцарта, успешный и состоятельный итальянский композитор Антонио Сальери был тайным поклонником и доброжелателем гениального "гуляки праздного" Амадея (Пушкин). Правда, отчего этот самый доброжелатель, с юных лет Моцарта помогавший ему материально, устранился в самый тяжелый момент жизни гения и позволил тому умереть почти в полной нищете, автор как-то ничего не сообщает, добавляя лишь, что Сальери был прирожденным педагогом и после смерти Моцарта много сил отдал плодотворной учительской работе с Бетховеном и Листом.
Меж тем существуют дневники Бетховена, в которых роль Сальери в жизни и смерти Моцарта трактуется совершенно иначе - как роль тайного злодея и даже убийцы величайшего австрийского композитора - из непреодолимой зависти, существует гениальный фильм Милоша Формана по пьесе Питера Шеффера, блестяще раскрывающий подноготную натуры завистника, существует, наконец, величайшее творение Пушкина - маленькая трагедия "Моцарт и Сальери". Основную идею всех названных и множества не упомянутых произведений можно, конечно, опровергать, как это делают Эдвард Радзинский и другие современные исследователи, но невозможно опровергнуть окончательно потому, что смерть Моцарта, как, например, и жизнь Шекспира, навсегда скрыта от историков и исследователей непроницаемой завесой времени. Могила композитора не сохранилась, фактических документов не существует или слишком мало, чтобы выстроить на них убедительное для всех доказательство виновности или невиновности Сальери.
Для нас же, русских, неопровергаемым столпом вечной виновности Сальери, всегда будет пушкинская маленькая трагедия, причем даже в том случае, если мы и не верим в виновность Сальери. Ведь есть правда реальности и есть правда художественная, и в случае с художниками именно художественная правда неопровержима. Пушкин же равновелик для нас Моцарту и, стало быть, как никто другой глубоко проникал в тайны "двойного бытия" (Тютчев).
Так вот, существеннейший недостаток книжки о Моцарте Анатолия Сергеева заключен в том, что он ничтоже сумняшеся вовсе не упомянул об этой второй, бетховенско-пушкинской версии гибели величайшего австрийского музыканта, и, значит, ради благолепия собственной версии, обделил юного читателя необходимыми каждому представлениями, иначе говоря, закрыл перед пытливым отроческим взором дверь в тайну. А меж тем именно с таких вот загадок и начинается у мальчишек любовь к прекрасному, рождающая новых Моцартов. Впрочем, и новых Сальери тоже, ибо добра без зла на земле не бывает. Лишь редко-редко возникает на земле прекрасное, как говорил Борис Пастернак, "без извилин". Например, музыка Моцарта.
Ее надо слушать, а о Моцарте надо читать. Например, замечательные романы американца Дэвида Вейсса "Возвышенное и земное" и "Убийство Моцарта", или прелестную новеллу Эдуарда Мёрике "Моцарт на пути в Прагу", или чуть более сложную для неопытного читателя, но очень качественную биографию композитора, написанную французом Марселем Брионом и несколько лет назад вышедшую на русском языке в серии "Жизнь замечательных людей".
Так что, друзья мои, при чтении сергеевского очерка, помните одну простую истину: любой биограф берется за книгу о великом человеке не только потому, что он любит его творчество, но еще и потому, что надеется такой книгой оправдать ту или иную, лично ему нравящуюся теорию. И при этом далеко не всякий из биографов бывает объективным. Да, честно говоря, и мало кто, по крайней мере, когда речь ведется не столько о самом герое, сколько о его друзьях, врагах или соперниках. Поэтому надо сравнивать труды разных исследователей и по возможности самим при этом оставаться объективными.
И в заключение - несколько восторженных слов о маленьком романе "Бетховен", написанном Сергеем Махотиным.
Это очень и очень трудно - написать верный портрет гения, но еще трудней оживить этот портрет. И почти невозможно сделать это на пространстве двадцати страниц. Поэту Сергею Махотину, автору, кстати, и прозаических детских книжек, в том числе и исторических, такой живой портрет удался, несмотря на то, что его герой был непростым, нелегким в быту человеком, трактовавшимся разными исследователями по-разному настолько, что парадное его изображение прямо невозможно. И в самом деле, Бетховен был и скрягой, и расточителем, и угрюмым нелюдимом и заботливым опекуном, он был и рассеянным чудаком, и ниспровергателем авторитетов, и революционером, и скрупулезнейшим, непрестанно трудящимся художником, наращивавшим мастерство, как атлет наращивает мускулатуру, - изо дня в день, из года в год, всю жизнь. И ко всему Бетховен был не просто композитором, но композитором-новатором. И, наконец, глухим композитором.
Все эти противоречия, вся трагедия, вся человеческая сложность потрясающей личности Бетховена в книжке Махотина отражены. Да еще так здорово, что, проглотив залпом, ее тут же хочется начать читать заново!
А ведь литература о Бетховене и до Махотина была огромна. Вам из всего изобилия я порекомендую биографию композитора, написанную Б. Кремневым и выходившую в 60-е годы прошлого века в серии "ЖЗЛ", - с годами книжка не утратила актуальности.
Оригинальная, противоречивая и в то же время удивительно цельная личность Бетховена воспета не только поэтами, биографами и, естественно, музыкантами, но и кинематографистами. Как и о Моцарте, о Бетховене снято немало талантливых фильмов. Я вам особенно рекомендую два из них - "Бессмертная возлюбленная" Бернарда Роуза, с Гэри Олдменом в главной роли, и "Переписывая Бетховена" Агнешки Холланд, с Эдом Харрисом. В этих лентах уважительное отношение к музыке, культуре и истории удачно сочетается с неудержимым полетом фантазии их творцов. Вполне в духе самого композитора.
И коль скоро заговорили о кинематографе, не могу не вспомнить еще раз шедевр Милоша Формана "Амадей". Обязательно отыщите эту картину и посмотрите ее. А кроме того, если еще не видели, посмотрите трехсерийный телефильм Михаила Швейцера "Маленькие трагедии", и в целом превосходный, и, конечно, в части "Моцарта и Сальери". Последнего играет у Швейцера великий русский актер Иннокентий Михайлович Смоктуновский, за многие годы до того сыгравший в телеспектакле по этой же вещи Моцарта. На ресурсе youtube.com можно этот спектакль посмотреть он-лайн или скачать (Сальери там играл замечательный трагический актер Николай Симонов). Сравните эти работы, уверяю вас, вы испытаете подлинное эстетическое наслаждение.
А я на том прощаюсь с вами до следующих встреч. Будьте здоровы, читайте книги, слушайте классическую музыку и смотрите хорошие, проверенные временем фильмы.