Лазарева Любовь Павловна


Профессиональный художник-график, иллюстратор. Педагог.

Художником проиллюстрировано более 200 книг, большая часть из которых адресована детям. Это произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Джанни Родари, Яна Ларри, Михаэля Энде, Владимира Шамова, Евгения Мартышева, Таисьи Пьянковой…

Книги с иллюстрациями Л. П. Лазаревой выходят и в региональных, и в известных центральных издательствах: «Эгмонт», «АСТ», «ЭНАС-КНИГА», «Эксмо», «Махаон» и других.

О себе



Я родилась и живу в Новосибирске. В советское время это был прекрасный город для тех, кому суждено было стать ученым, музыкантом или артистом. Только вот с художественным образованием всё было печально.
А я с детства представляла себя именно иллюстратором. Конечно, прежде всего под влиянием бабушки. Это была ее несбывшаяся мечта. Судьба бабушки сложилась драматически, как и многие судьбы в первой половине 20-го века, и, несмотря на художественное образование, художником она не стала. Каждый год бабушка приезжала к нам в гости на все лето и с блеском исполняла роль Арины Родионовны: рассказывала сказки, придумывала для моих друзей и меня разные игры и рисовала всё, что бы мы ни заказали: красавиц, сценки из нашей жизни, сказочных героев. Самая первая в моей жизни книжка-раскладушка была нарисована ею. Так что бабушка – это первый учитель.

Второго учителя мама стала искать по моим настойчивым просьбам – лет в 9 я объявила, что срочно должна учиться рисовать. Маме посоветовали кружок при детском клубе, который вел пожилой художник-любитель, неимоверный энтузиаст, Георгий Александрович Фролов. Увидев мой пыл, он стал заниматься со мной индивидуально: я приносила ему свои наброски, этюды, композиции, а он их очень дотошно разбирал. С ним я впервые поехала на этюды. Этот человек замечательно умел вдохновлять детей, но, конечно, не мог дать профессионального образования.

И тут очень своевременно в Новосибирске открылась первая художественная школа. Конечно, я туда побежала! В школе работали в основном учителя, которые до этого преподавали в ВУЗе. В здании художественного факультета пединститута школа и располагалась. В то время никому и в голову не могло прийти, что с детьми нужно заниматься как-то по-особенному, поэтому, насколько я могу судить, мы прошли вузовскую программу по всем специальным предметам, и спрашивали с нас, как со взрослых. Замечательная была школа!

После окончания я еще занималась некоторое время в студии художника Александра Сергеевича Чернобровцева. Под руководством мастера там рисовали, в основном, художники-любители всех возрастов. Были и студенты Худграфа и Сибстрина. Александр Сергеевич рассказывал много интересного по теории изобразительного искусства, психологии восприятия, вспоминал о своем студенчестве. В студию я ходила на протяжении 2-х последних школьных лет.

А дальше пришло время выбирать вуз, и по-хорошему нужно было уезжать из дома – в Красноярск, в Москву, в Питер или ещё куда-то. И вдруг я засомневалась. Мне было 17 лет, и я хотела быть исключительно великолепным художником, а не каким-то там заурядным. А вдруг я ошиблась в своем призвании и буду потом всю жизнь что-то из себя выжимать и завидовать другим? А вдруг я не поступлю с первого раза, и вообще не поступлю (конкурс был огромный)? А не лучше ли получить профессию попроще и честно делать что-то однозначно полезное? В общем, я попросту струсила и выбрала архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. Правда, там тоже были рисунок, живопись, и скульптура, и это были мои любимые предметы, да и атмосфера была очень интересная, креативная. Меня окружали маститые, начинающие и будущие архитекторы, и я готовилась стать представителем этого цеха.

Но однажды осенью (это было начало 4-го курса) я решила сделать подарок подруге ко дню рождения – маленькую рукотворную книжечку о ней и о наших детских играх. Я сочинила текст и начала рисовать картинки. И наступил момент истины. Я испытала такой драйв, что стало совершенно ясно: хочу заниматься этим всю жизнь, независимо от того, великолепный я художник или заурядный, готова учиться, уехать из дома, поступать столько раз, сколько понадобится! Однако мои родители были против. Они сказали, что сперва нужно закончить одно образование, а уж потом браться за второе. Я приуныла. Ждать два года!

Только ведь не даром говорят, что самое важное – четко сформулировать запрос и отправить его ко Вселенной. Ответ был получен практически сразу. Писатель Юрий Магалиф готовил сборник сказок к своему юбилею. Общие друзья предложили мне сделать парочку пробных картинок и показать Юрию Михайловичу. И – о чудо! – они ему понравились. Через много лет я нашла эти первые пробы и могу уверенно сказать, что слово «чудо» – не преувеличение.

Магалиф привел меня в издательство, где мне явился еще один учитель, значимость которого невозможно переоценить. Виталий Порфирьевич Минко, главный художественный редактор, был настоящим ассом. Потом, когда мы стали друзьями, он признался, что пришел в ужас, увидев, кому Магалиф собирается доверить свою юбилейную книгу. Но у Виталия Порфирьевича был богатый опыт работы с подобным контингентом. В 50-х, когда он приехал по распределению в Новосибирск из Львова, ему пришлось искать рисовальщиков по всему городу и приспосабливать их к книжному делу. В результате он собрал яркую команду, в которой были такие замечательные художники, как Спартак Калачев, Эдуард Гороховский, Светлана Ким, Александр Шуриц и еще множество талантливых людей. Оформление книг было свежим, новаторским и по-настоящему мастерским. На этих книжках я росла, и даже не догадывалась, что многие из художников не были изначально профессиональными иллюстраторами.

Профессионалом был Минко. И теперь он терпеливо взялся обучать меня. Работа длилась в целом около двух лет (в те времена планы издательства были невероятно долгосрочными). Некоторые картинки я перерисовывала по 3-4 раза. В конце концов все иллюстрации были приняты. К тому времени я успела закончить институт, но вместо того, чтобы ехать учиться, вышла замуж. Сын и «Сказки» появились на свет в один год. Тираж был огромный, и до сих пор встречаются люди младше меня лет на 10-15, которые при знакомстве изумляются: «Так это ты рисовала? А я очень любил эту книжку в детстве!»

Так получилось, что на этом сборнике сказок и закончилась целая эпоха, потому что начались 90-е, и качественные цветные книги для детей вновь стали издаваться только годы спустя. Но в черно-белых иллюстрациях есть своя прелесть. Вскоре я почувствовала, что у меня действительно что-то получается, и без заказов не оставалась никогда. А с некоторыми мне сказочно повезло, например, с произведениями Льва Штудена, Михаэля Энде, Елены Ильиной, с русским фольклором и стихотворениями Георгия Семенова. Благодаря развитию интернета появилась возможность сотрудничать с большим числом авторов и издательств, и это здорово.

Понятно, что каждый художник узнаваем, но все же я стараюсь не зацикливаться ни на приемах, ни на техниках, и всегда боюсь оказаться в плену каких-нибудь созданных мною же клише. Если я вдруг ловлю себя на этом, тут же отправляюсь на поиски чего-то нового. Меня вдохновляет природа и творчество других людей – и литературное, и художественное, и сценическое. Вдохновляет и моя вторая работа, которая совершенно неожиданно появилась у меня 15 лет назад – меня пригласили в детскую студию заниматься с ребятами анимацией. В этой сфере мне тоже многое пришлось осваивать самостоятельно. Впрочем, современная авторская анимация чем-то родственна книжной графике, и точно также предполагает бесконечное движение и поиск. А общение с детьми, творческое взаимодействие с ними – это вообще мощнейший источник энергии.

«Для того, чтобы вырастить из ребенка хорошего человека достаточно каждый вечер читать ему перед сном хорошую книгу». Не помню, кому из известных людей принадлежит это высказывание. Но если умножить количество всех детей на количество вечеров (хотя бы за семь лет), то станет ясно, что работы у тех, кто делает книги, очень много. И это здорово!