Киевская Ольга Николаевна

 

(р. 1957)

Поэтесса, член Союза писателей России и Союза журналистов России. Лауреат премии мэрии города Новосибирска в области литературы имени Н. Г. Гарина-Михайловского (2017). Руководитель литературного объединения культурно-просветительского клуба «Этнос» Дворца культуры «Прогресс» (Новосибирск).


Пишите стихи! Пишите стихи разные – неожиданные и парадоксальные, наивные и загадочные, серьезные и забавные. Пусть они будут простыми, но не простецкими, мудрыми, но доступными для понимания. Главное, чтобы они не были скучными, чтобы удивляли и взрослого, и ребенка.
Если вам есть, что сказать, и вы знаете, как сказать – пишите!

О. Н. Киевская


«В ДЕТСТВЕ И СЕЙЧАС»

1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Родилась я в Новосибирске 3 июля 1957 года в семье рабочих. Папа привил любовь к чтению, стихам, разгадыванию ребусов и кроссвордов. Мама приучала к труду и аккуратности. В детстве моя старшая сестра Наталья и я часто устраивали для гостей представления с декламацией стихов.

2. Любимые и нелюбимые школьные предметы?
Любимый предмет – литература, русский язык, пение, рисование. Не особо жаловала математику, черчение и физкультуру.

3. Вы были примерной ученицей? А какой Вы были ученицей?
В школе я была хорошисткой и пятерки чаще получала по любимым предметам. А была я примерной, усидчивой и настолько стеснительной девочкой, что, читая стихи наизусть у доски, заливалась краской от стыда. Несмотря на то, что артистизм мне был присущ с детства, декламировать стихи лучше всех в классе мне было неловко. Но как читать стихи без души? Без выражения? Невозможно…

4. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, вам хотелось быть похожей? Почему?
Я пленена временем, поэтами и персонами XIX века. Мне по душе романтика и галантность, рыцарство и гусарство.

5. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослой? Почему?
Конечно, из любопытства. Взрослая жизнь казалась интересной и таинственной. Хотелось свободы и самостоятельности. Очень хотелось стать полезной и нужной этому миру.

6. Какие Ваши детские мечты осуществились?
Я стала мамой, врачом и писательницей. Каждая осуществленная мечта жизни – это великая радость.

7. Где Вы учились и кем работали?
Сначала я училась в школе № 175 Ленинского района, потом в областном медучилище № 1, затем окончила медицинский институт. Всю жизнь проработала на Станции скорой медицинской помощи. В настоящее время – старший врач оперативного отдела ГБУЗ НСО «ССМП».

8. Ваши самые любимые писатели и книги в детстве и сейчас.
В детстве очень любила русские сказки и сказки народов мира. Будучи школьницей, я многократно перечитывала сборники сказок, что выдавались на дом в Детской библиотеке им. А. П. Гайдара. А потом взялась за сказки, которые можно было читать только в читальном зале. Помню, на летних каникулах я с упоением читала и усердно конспектировала их, пытаясь удержать в памяти волшебные приключения персонажей и невероятные образцы человеческого мышления. А когда весь наш класс зачитывался книгами А. Волкова («Волшебник Изумрудного города» и др.), а также В. Медведева («Баранкин, будь человеком!»), я тоже не осталась в стороне.
Любимые писатели? Да вся классика отечественная и зарубежная!
Любимые поэты?

Кого читать предпочитаю?
Кого превыше всех ценю?
Я от поэтов многих таю,
Но предпочтений не таю…

О, конечно, М. Ю. Лермонтов и А. А. Ахматова!
Среди детских поэтов – Б. Заходер и К. Чуковский.

9. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя? Какой литературный персонаж Вам наиболее близок и почему?
Конечно. В раннем детстве даже плакала над судьбой несчастной уточки Серой шейки из сказки Д. Мамина-Сибиряка. А потом мне полюбилась трудолюбивая и скромная Золушка, которая волшебным образом превратилась в принцессу.

10. Откуда Вам хорошо знаком, близок мир детства?
Я сама родом из детства. Многие стихи для детей были написаны по событиям и впечатлениям той поры. И про смешную, нелепую модницу, которая вдруг обнаружила, что в ее наряде «украшенья все на диво, а все вместе – некрасиво», и про городского мальчика Вову, который хотел накормить корову мясом и конфетами. К тому же у меня двое детей, которые надолго обеспечили мне возврат в детство.

11. Какой Ваш «внутренний» возраст?
У меня нет фиксированного возраста. Он меняется в зависимости от ситуации. По желанию и необходимости могу включить взрослого или ребенка. Эта возрастная мимикрия помогает написать стихотворение от имени ребенка, мужчины, женщины, нерожденного дитя, животного или предмета. Удивительно, что невечное способно писать о вечном.

12. Ваш любимый цвет?
Люблю все цвета по отдельности и собранные в радугу. Больше всего – фиолетовый и розовый. Помню, разворот книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города». Я не могла налюбоваться удивительными цветовыми пятнами на карте – чудесной Розовой страной с доброй феей Стеллой, великолепной Фиолетовой со злой Бастиндой, а также невероятными Голубой и Желтой. К сожалению, в одежде у меня преобладает черный – практичный, немаркий цвет на все случаи жизни. Но в душе я все та же маленькая девочка, которая желает видеть зебру разноцветной.

13. На какое животное Вы похожи?
На кошку. Она ласковая и игривая, но при необходимости может показать острые коготки своих бархатных лапок. Люблю кошек. Они могут мурлыкать от удовольствия и насмешливо фыркать. А могут замереть в спокойной позе мудрого сфинкса. И о чем они думают, неизвестно…

14. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
Очень мешает неуверенность в своих силах и возможностях. А помогает, как всегда, оптимизм.



ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?

1. Поэт – это…
Человек, который пытается сделать мир лучше, а человека духовнее. Человек, который музыкой речи способен заставить людей думать, смеяться и плакать. Поэт создает новые миры и делает возможным невозможное.

2. Как начиналась Ваша творческая биография?
С восторга от прочтения шедевров мировой классической поэзии. От желания выразить невыразимое. В детстве хотелось понять, кто есть я сама и что мне под силу. Так я начала складывать стихи. Когда их набралось слишком много, я стала записывать их в общую тетрадь, чтобы не забыть.
Однажды моя сестра, в пору нашего обучения в медучилище, выкрала эту тетрадь и отдала ее почитать поэту – старшекурснику Юрию Овчинникову. Сколько слез я пролила из-за того, что мои девичьи грезы стали известны незнакомому человеку, а тем более, мужчине! Юрий прочитал мои вирши и написал строгое письмо моей сестре. Он отметил, что несмотря на то, что поэзии в моих стихах – 1%, они ему понравились, однако, мне пора переходить к серьезным темам. Сестра при удобном случае язвила насчет одного процента, а я жирно подчеркнула слово «понравились».
Кстати, письмо это храню до сих пор, как и ту тетрадочку. Мы с Юрой давно стали друзьями. Он единственный человек, интересующийся всерьез поэзией, который встретился мне за всю мою жизнь до 2004 года. Однако теперь Юрий говорит, что я его в творческом плане давно переросла. Кстати, я – редактор и автор предисловия его сборника стихов, который он выпустил к своему 60-летнему юбилею. А на письмо я ему все-таки ответила… Правда, через много-много лет.

…Ты росчерком пера меня задел.
И я теряюсь в поисках ответа.
Ну почему тогда не разглядел
           Ты сердце стопроцентного поэта?
«1% поэзии»

3. Сколько Ваших поэтических сборников издано? В каких периодических изданиях Вы публикуетесь?
Первая моя публикация состоялась в 2005 году в поэтическом альманахе «Тайна исповеди», изданном в культурно-просветительном клубе «Этнос». Потом мои стихи печаталась в литературных журналах «Новосибирск», «Синильга», во многих альманахах и СМИ города и области. Стихи на данный момент опубликованы в различных печатных изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Братска, Рязани, Ленинск-Кузнецка, Томска и др.
А всего я издала 7 книг: «Мои неистовые птицы» (2005), «Два ангела» (2006), «Мышиный бархат верб» (2008), «Пиры ирониады» (2009), «Хворост надежд» (2012), «Партитура Творца» (2016), «Карамелька солнца» (2017).

4. Расскажите о Вашей творческой лаборатории. Как рождаются стихи?
Все оказывает влияние на пишущего человека – люди и события, природа и эмоции. Все органы чувств находятся на службе у поэта. Даже чей-то жест и случайно брошенный взгляд могут зацепить автора и послужить толчком к написанию стихотворения.
Иногда это похоже на игру, хочется составить красивую мозаику из разрозненных слов и чувств. Порой рождается строчка из ниоткуда, но ты ясно понимаешь, что она – начало стиха или его окончание. И остается только достроить его сверху до низа или наоборот.
Иногда легко пишешь на твердо заданную тему, а иногда мучаешься, не подозревая, чем закончится стихотворение. Оно может жить собственной жизнью и само ведет тебя в нужном направлении, задает тон и меняет настроение.
Пока строфы правятся и меняются местами, пока стихотворение подвижно – работа не готова. Пока ищешь более меткое слово, отвергая слова, попавшие в девятку – работа не готова. Слово должно попасть точно в цель, в десятку.
В общем, стихотворчество – это труд и игра одновременно, от чего получаешь всю палитру таких ярких эмоций, что отказаться от этого допинга или пристрастия нет ни желания, ни возможности.

5. В каком лирическом жанре Вы чаще всего пишите? Чем он близок Вам?
В детстве я не задумывалась о жанрах. Излюбленный размер стиха составлял 12 строк – 3 четверостишия – завязка, развитие, финал. Потом появились сонеты, баллады, эпиграммы, эпистолы и мадригалы, басни и верлибры. Используя разные размеры – ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест – я выражала свои мысли и чувства. И темы в них отображала самые разные: социальные, военные, пейзажные, а также философские, любовные, иронические.
Но все-таки любовь – главная тема в моем творчестве. И она очень разная: любовь к природе, Родине, к ближнему, маме и детям. Любовь к жизни и, наконец, к самой поэзии.
В последнее время пишу эссе, рассказы, фантастику, сценарии к праздникам, пьесы. И стихи, стихи, стихи…

6. Ваши любимые эпитет, метафора и сравнение.
Никогда не задумывалась над тем, что буду использовать именно эпитет, метафору или сравнение. Это все происходит как-то естественно, само собой. Есть у меня и «ледяной кольчуги бронь» и «лунный вкус». А порою получаются такие строки:

Здесь щедрое солнце червонцем чеканным
Ныряет в казну ослепительных вод
«Греция»

И на лице России есть
Родимое пятно Сибири
«Точка зрения»

Или о зимней Неве, которая
Скрывая государевы секреты,
Нырнула в белоснежность рукавов
И застегнула пышные манжеты
На ледяные запонки мостов
«Дворцовая пристань»

7. Какие из своих стихотворений Вы считаете программными?
Никогда не ставила перед собой задачу – написать программное стихотворение. Было желание как можно точнее и ярче выразить мысль и чувство о конкретном предмете или событии. То произведение, которое цепляет людей, берет за живое, наверное, и есть программное. Самое известное стихотворение и самое декламируемое людьми от мала до велика по всей России – это «Баллада о матери». Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в поисковике: «Ольга Киевская. Баллада о матери. Видео». Хотя часто просят прочесть и «За рождение!», и «Жертва Сирии», и другие.

8. Чьим мнением о своих стихотворениях Вы особенно дорожите?
Мнением поэтов и критиков. Родные и друзья не в счет. Объективно оценить могут только те, у кого в руках профессиональная шкала оценки качества. Те, кто знают реальную цену слову.

9. Вы сознательно стали писать для детей?
Я начинала писать для детей еще в раннем детстве. Ведь легко писать о том, что хорошо знаешь. Повзрослев, я перешла на серьезные темы. Появились пейзажные, гражданские, любовные, религиозные, социальные, военные стихи. А также стихи о материнстве.
Писать для детей заново я стала тогда, когда меня однажды попросили в радиоэфире прочитать что-нибудь и для малышей. Вот тогда я осознала, что мне практически нечем о себе заявить. Ниша оказалась мной не охвачена. И я бросилась восполнять этот пробел. Так родилась книга стихов для детей «Карамелька солнца». В нее вошли стихи как для самых маленьких, так и для читателей постарше. В ней есть все – потешки, считалочки и колыбельные, забавные стихи о девочках и мальчиках, о космосе, о православных традициях, о буквах и знаках, а также сказочные истории про зверушек. Книга поделена на циклы о животных – домашних, диких, экзотических, о птицах и рыбах, о пресмыкающихся, насекомых. Есть отдельный цикл о кошках и о том, как спят звери. Особое место в книге занимают стихи о природе, временах года и о красоте земли русской. В общем, это книга стихов для детей – на вырост.
А картинки к ней нарисовала замечательная художница из рабочего поселка Чик Наталья Епихина. С Натальей меня свел счастливый случай. Дело в том, что я долго искала художника для своей новой книги. И мне нужен был не просто хороший оформитель, а человек, умеющий взглянуть на мир глазами ребенка, человек со схожим мироощущением. Однажды мой друг Юрий Овчинников увидел рисунки Натальи на выставке и, зная о моих мучительных поисках художника, познакомил нас. Впервые войдя в дом Натальи, я была поражена великолепной россыпью ее чудесных пейзажей. А среди этих живописных полотен выделялись своей непосредственной детскостью и сказочной притягательностью забавные рисунки для малышей. Я мгновенно поняла, что наконец-то нашла то, что искала.
В течение трех лет мы работали над этой книгой. Оказалось, Наталья – очень вдумчивый, трудолюбивый и терпеливый человек. Она старалась как можно точнее изобразить сюжет к каждому моему стихотворению. Все ее рисунки наполнены солнечными чувствами и радужным видением мира. Милые, забавные зверушки вызывают улыбку и рождают в душе теплые чувства. Хочется постоянно рассматривать все детали, которые с тщательностью и с любовью выписал художник.

10. Каким своим стихотворением для детей Вы особенно дорожите?
Самое дорогое я еще не написала. А чаще всего я читаю: «Воробей ответил «ЧИК», «Белый котенок», «Я растения люблю», «Новенький», «Зебра», «Олененок», «Мышка–малышка», «До чего нежна снежинка», «Снежный кот», «У кота большие ушки», «Что снится лошадке?» или вот это:

В розоватой акварели
Золотятся небеса,
Спит в цветочной колыбели
Ароматная роса.
Влажным носиком уткнулась
В бархатистый лепесток,
Задрожала, покачнулась
Соскользнула на листок,
А потом в траву упала,
И земля впитала сок…
Может, с капли этой малой
Речка свой возьмет исток?

11. Чем детский поэт отличается от поэта, пишущего для взрослого читателя?
Пониманием детской психологии, добротой, особым «детским» языком и искренностью.
Одни авторы пишут стихи для детей, другие – стихи о детях. Пусть будут и те, и другие. Гораздо важнее понять, чему учат эти стихи, какое настроение создают, какие чувства воспитывают. Не будем обольщаться видимой простотой детского стихотворения. Совсем недостаточно добавить в стихи сахара в виде слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами. Нужна еще и соль. Впрочем, как и многие другие составляющие, витамины и микроэлементы поэзии – музыкальность, юмор, доброта.

12. Как отличить, по Вашему мнению, удачное стихотворение для детей от посредственного? Какими критериями Вы руководствуетесь?
Даже посредственное стихотворение может быть удачным, звучать и восприниматься непосредственно, удивлять своей чистотой, прямолинейностью и наивностью. Все зависит от возраста ребенка, кому оно предназначено. Для малышей и малышек потешки могут быть весьма просто написаны, но их кажущаяся примитивность автором осознана. Цель – научить ребенка слушать ритм, понимать и повторять. А по-настоящему удачное стихотворение должно быть оригинальным, а стало быть удивлять и радовать – красотой слога, темой, образами. И смешить. Юмор и доброта – важные критерии. Но, главное, произведение должно быть… неожиданным.

Странный зуб

Вырос у сестры зубок.
Он не низок, не высок.
Зуб какой-то странный.
Как его? Сметанный.
Или же Творожный?
Вспомнить невозможно.
Зуб полезный, важный,
Но не Простоквашный.
Не Кефирный, точно.
Этот зуб – Молочный!

13. С кем из литераторов Вы знакомы, дружите?
Знакома и дружу со многими. Среди них А. Б. Шалин, Е. Ф. Мартышев, А. В. Горшенин, Г. М. Прашкевич, Т. Е. Пьянкова, Н. М. Закусина и др. Каждый достоин особого уважения и отдельного разговора.

14. Как, по Вашему мнению, стать настоящим поэтом?
Необходимо находиться в среде читающих. Ведь, чтобы стать интересным читателю, нужно самому быть интересным человеком, много знать, а стало быть много читать. И читать исключительно хорошую литературу.
Также необходимо находиться в среде пишущих, поскольку творческая среда – среда питательная, она невероятно обогащает автора. Ему следует неустанно трудиться, формировать свой вкус и оценивать себя трезво. Не отчаиваться, если сразу не получается, но и не зазнаваться при удачах. Главное, работать, чтобы обрести свой собственный голос.



КНИГИ О. Н. КИЕВСКОЙ В НОДБ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО



Киевская, О. Два ангела : [кн. стихов] / Ольга Киевская ; [вступ. сл. Г. Прашкевича]. – Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2006. – 203 с. : портр.
 


Киевская, О. Н. Карамелька Солнца : стихи для детей / Ольга Киевская ; [ил. Н. Епихина]. – Новосибирск : Альфа-Порте, 2017. – 255 с. : ил.
 


Киевская, Ольга . Мои неистовые птицы : стихи / О. Н. Киевская. - Новосибирск : РИЦ общества книголюбов, 2005. - 119 с. ; 20 см. - 500 экз. - ISBN 5-7278-0009-7.

 


Киевская, О. Мышиный бархат верб : [стихи] / Ольга Киевская ; [вступ. сл. Г. Прашкевича]. – Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2008. – 129, [1] с. : портр.
 


Киевская, О. Н. Партитура Творца : стихи / Ольга Киевская. – Новосибирск : Альфа-Порте, 2016. – 475 с. : ил.
 
Об О. Н. Киевской

Горшенин, А. В. Звезда ослепительной нови : очерк творч. судьбы Ольги Киевской / А. В. Горшенин. – Новосибирск : РИЦ «Новосибирск» НПО СП России, 2015. – 111, [1] с., [1] л. портр. – (Литературные имена Сибири)
 
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ О. Н. КИЕВСКОЙ  
       
Ольга Киевская [Электронный ресурс] // Изба-Читальня : лит.-художеств. портал – Режим доступа: https://www.chitalnya.ru/users/kon/ (26.04.2019).

Ольга Киевская [Электронный ресурс] // Стихи.ру : [сайт]. – Режим доступа: https://www.stihi.ru/avtor/kiolni (26.04.2019).


ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ В НОДБ им. А. М. ГОРЬКОГО




Презентация новой книги 
 
Проект «Радуга детских литературных новинок Новосибирска»



Подгот. Информационно-библиографический отдел НОДБ им. А. М. Горького