написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Новосибирские писатели ■ Русакова Татьяна Владимировна  

Русакова Татьяна Владимировна

 


Детская писательница. Автор повестей и рассказов для детей и подростков. Победитель литературного конкурса "Новая детская книга" VII сезона (2015-2016 гг.) издательства "РОСМЭН" (повесть «Фея Бориса Ларисовна»), финалист III Международного конкурса на лучшее произведение для детей "Корнейчуковская премия" (2015) (рассказ «Бабушка-цыпленок»), призер конкурса "Новая сказка" (2015) Международного творческого объединения детских авторов и издательства "Аквилегия-М" (повесть «Лавка семян», издана под названием «Город, которого нет»). Живет в г. Новосибирске.
 
– Вы – Бог? – спросила Лиза дрожащим голосом.
– Хм-м, – весело отозвался голос. – так меня еще никто не называл. Ну в какой-то мере… Я тоже создаю миры и дарю жизнь.
– Как это? – не поняла Лиза. От пережитого ужаса она плохо соображала.
– Я пишу книги, – пояснил голос.

Русакова Т. В. «Город, которого нет»
 
 
 
 
 
I. «В ДЕТСТВЕ И СЕЙЧАС»
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье
 
Я родилась в Горном Алтае. Очень люблю эти чудесные места. Семья наша была дружной – во всех делах вместе. С родителями и сестрой можно было поговорить о чем угодно, поделиться любой тайной, обсудить новый фильм или поговорить о книгах. Отдыхали тоже всей семьей. Зимой ходили на лыжах, летом ездили на рыбалку или пикники. Еще у меня была замечательная тетушка, которая, выйдя на пенсию, перешла работать в библиотеку. Большинство детских книг прочитано по ее рекомендации.
 
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством.     
 
Горы, запах чабреца, счастье.
 
 
3. С чем связано Ваше самое яркое детское переживание?
 
Как бы мне хотелось рассказать о чем-нибудь радостном и легком! Но, если честно, ярче всего в памяти отпечаталась одна история, которая произошла, когда я училась в третьем классе. Тогда к нам пришла новенькая девочка. Новичкам у нас приходилось нелегко – пока класс не решит, что пора принять прибывшего ученика, тому приходилось пройти все – от полного игнорирования до травли. Это страшно, когда весь класс против одного. Я бы никогда не ударила человека, но поступила еще хуже – высмеяла девочку перед всем классом. Я не простила себе этой детской жестокости до сих пор, хотя тогда все закончилось благополучно. Вмешались учителя, я извинилась, класс принял новенькую и травля прекратилась. Но то, что когда-то случилось с нами, никуда не исчезает, даже если кажется, что давно забылось. И еще неизвестно, как и когда прорастут семена, которые мы бездумно посадили. Может быть, потому, что эта история до сих пор живет во мне, и появилась книга «Город, которого нет».
Хочу сказать, что тот случай стал для меня хорошей прививкой против подростковой стадности, страха оказаться не как все.
 
 
4. Ваши любимые и нелюбимые школьные предметы. Вы были примерной ученицей?
 
Училась я хорошо, но прилежной ученицей не была. Письменные задания всегда делала дома, а вот устные предметы могла выучить за перемену перед уроком. Как ни странно, в школе мне больше всего нравилась математика. Не любила черчение, вообще с пространственной ориентацией у меня беда.
 
 
5. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожим, почему именно на них?
 
Из самых близких, с детства – на маму. Она у меня очень целеустремленный, цельный человек.
В старших классах моими кумирами были знатоки из «Что? Где? Когда?» Всегда восхищалась их умом, эрудированностью. Ну и герои книг, конечно. Гайдаровский Тимур был идеалом мальчишки. У нас даже была своя тимуровская команда, которая действовала довольно долго. Привлекала романтика и тайна.
 
 
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве и сейчас
 
«Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Президент Каменного острова» В. Козлова, А. Кристи, чуть позже, в юности Ф. Саган, как же без «девочкового», Э.-М. Ремарк, особенно «Три товарища», «Пикник на обочине» Стругацких, «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери.
Я и сейчас с удовольствием читаю фантастику и фэнтези. Добавился С. Лукьяненко, Т. Пратчетт, М. Фрай, из совсем новых имен – Варя Еналь, Алла Вологжанина, Саша Степанова. Люблю К. Паустовского. Могу открыть томик с любого места, и сразу погрузиться в чудесную прозу, похожую на стихи. Да, о стихах. Лет семь назад зачитывалась Алей Кудряшевой. «Мама на даче, ключ на столе…» – до сих пор любимое. Из классики – И. Бунин, А. Ахматова, М. Цветаева.
 
7. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя? 
 
«Овод» Э.-Л. Войнич – сколько слез было пролито!
 
8. Какой литературный персонаж Вам наиболее близок и почему?
 
Джейн Эйр, отец Френсис Чисхолм. Достоинство, спокойная сдержанность, сила духа. Алиса. Ну почему Алиса, и так понятно. Муми-тролль. Умение видеть красоту в простых вещах и быть счастливым из-за этих простых вещей.
 
9. Какой Вы хотели стать в детстве? Кем мечтали работать?
 
В детстве я трудно сходилась с людьми. Хотелось быть раскованной, уверенной в себе. Долго мечтала быть археологом, причем больше самих раскопок привлекали экспедиции, хотелось путешествовать. Долго хотела быть следователем, распутывать сложнейшие дела. Пока однажды в десятом классе мне не попал в руки журнал «Судебная практика». Описаний расчлененных трупов моя мечта не пережила.
 
10. Хотели ли Вы поскорее стать взрослой и почему?
 
Конечно! В детстве всегда кажется, что взрослые ограничивают твою свободу.
 
11. О ком из старших вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
 
В моей жизни были два великолепных учителя литературы. Наталья Ивановна была великолепной рассказчицей. Она преподавала у нас в средних классах. Тишина в нашем непростом классе на ее уроках была идеальная, мы слушали, завороженные. А со Светланой Николаевной мы больше говорили, спорили, и это тоже было прекрасно.
 
12. Где Вы учились и кем работали?
 
Я окончила НГПУ, правда, тогда он не был университетом, работала учителем начальных классов в обычной школе.
 
13. Какие Ваши детские мечты осуществились?
 
Мечтала поплавать во всех морях – осуществилось только Балтийское и Черное. Мечтала стать писателем – осуществилось вполне. Правда, тогда я не думала, что буду писать для детей.
 
14. Ваше жизненное кредо (девиз) – это...
 
Не стремись достичь всего и сразу – просто иди вперед. Каждый шаг, даже маленький, приближает к цели.
 
15. Какой Ваш «внутренний» возраст?
 
Мой внутренний возраст часто колеблется в зависимости от событий, происходящих в моей жизни. Но внутренний ребенок жив во мне, это точно.
 
16. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.
 
Если в детстве, то самое яркое воспоминание – поездка в Прибалтику в возрасте 13 лет. Мы с сестрой тогда ждали ее всю зиму. И впечатлений хватило на всю следующую зиму.
 
17. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
 
Мешают сомнения и неуверенность, несобранность, прокрастинация, помогает умение радоваться за людей, обязательность.
 
18. На какое животное Вы похожи?
 
Наверное, на выдру. Очень люблю плавать и бываю такой же забавной и деловитой.
 
19. Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?    С родными. С близкими друзьями.
 
20. Что бы Вы посоветовали себе – ребенку, если бы у Вас была такая возможность сейчас?
 
Ничего не бойся. Верь в себя! Не трать время впустую. Выучи английский!!! (Хотя бы).
 
 
II. ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?
 
21. Как начиналась Ваша творческая биография? Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
 
Я очень рано научилась читать, и как-то естественно следующим шагом было желание научиться записывать собственные истории. Что я и сделала в восемь лет. Действие первой сказки происходило на кухне, сейчас уже плохо помню, какой-то конфликт посуды. Иллюстрации я сделала сама. Жаль, что не сохранилась та тетрадь.
 
22. Помните ли Вы свою первую публикацию?
 
Да, конечно. Моя первая книга была издана в 2008 году. Но это не детская книга. Позже я поняла, что хочу попробовать себя именно в этом трудном и интересном деле – писать для детей.
 
23. Детский писатель (поэт) – это...
 
Очень ответственно. Нужно, чтобы книга учила, но ненавязчиво, невзначай, поучений детям и так хватает, и они часто пропускают их мимо ушей. А еще дети редко сами покупают книги, их выбирают родители. Значит, нужно, чтобы твоя история понравилась и им. И здесь часто бывает так: взрослым нравится – а дети равнодушны, или наоборот, дети в восторге, а родители недоуменно пожимают плечами.
Каким должен быть детский писатель? Искренним, интересным для своего читателя.
 
24. Когда пишете, кем Вы себя чувствуете: взрослым или ребенком?     Взрослым ребенком.
 
25. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?
 
Обычно мама или сестра. «Фею Борису Ларисовну» еще до окончания конкурса прочитали ученики моего класса, родители скачали текст, пока он был в открытом доступе.
 
26. Чьим мнением о своих книгах особенно дорожите?
 
Всегда волнуюсь, выслушивая мнение других детских писателей, родителей моих будущих читателей. Ну и, конечно, самые главные критики – это дети.
 
27. Нравится ли Вам быть писательницей?
 
Да, я не могу не писать. А если твои книги издаются и нравятся другим – это счастье.
 
28. Изменило ли Вас Ваше творчество?
 
Писатель – это всегда человек немного в себе. Думаю, что близкие люди привыкли к тому, что посреди разговора я могу отключиться, потому что вдруг пришел образ или обозначился поворот сюжета. Но у всех творческих людей так бывает.
 
29. В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге? Какова их роль в произведении для детей?
 
Можно писать сказку или фэнтези, выдумать невероятный мир, но твоя история не зацепит, если в ней нет развития главного героя, проблемы нравственного выбора в трудной ситуации. Отношения между людьми, проблемы подростков должны быть реальными, без этого не будет сопереживания, желания поставить себя на место героев книги, задуматься – а смог бы я так? Не будет импульса к изменению себя. А это, пожалуй, самое ценное, что может дать книга.
 
30. На каком этапе создания текста возникает заглавие?
 
Обычно сразу, но, к сожалению, издательства часто меняют авторские названия, считая их недостаточно интригующими.
 
31. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
 
Если обычный рабочий процесс, люблю писать рано утром, в полной тишине. Но вдохновение часто не спрашивает, когда прийти. Тогда подойдет все – салфетки в кафе, любая квитанция или обратная сторона железнодорожного билета, заметки в телефоне. И тогда уже не мешают никакие звуки и не важно, как на тебя смотрит сосед. 
 
32. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
 
Прекрасные люди, с которыми мы познакомились благодаря конкурсу «Новая детская книга» – это современные детские писатели Майя Лазаренская, Юлия Венедиктова, Алла Вологжанина, Эльвира Смелик, Лада Кутузова, Марина Тараненко.
 
33. Вы сознательно пишете для детей и подростков?    Да, мне это нравится. Дети – самая искренняя аудитория.
 
34. Каким Вы представляете своего читателя?
 
Я долгое время работала в школе, и поэтому потенциальные мои читатели каждый день были перед глазами. Они очень разные. А общее именно для моих историй? Наверное, чтобы полюбить их, надо уметь мечтать и обладать живым воображением.
 

 
 
ЧИТАЙТЕ В НОДБ им. А. М. ГОРЬКОГО
 

Русакова, Т. Город, которого нет : [фантаст. повесть] : [для сред. шк. возраста] / Татьяна Русакова ; [худож. А. Зинина]. – Москва: Аквилегия-М, 2017. – 284, [3] с. – (Современность и Фантастика).
 
 
Ключ от всех дверей   (о повести Т. В. Русаковой «Город, которого нет»)
 
 
Прыгнув в небо, отражавшееся в луже, 12-летняя мечтательница Лиза попадает в Город, которого нет ни на одной карте. Время здесь не имеет значения. Пространство меняется неожиданно и непредсказуемо. Лиза превращается в помощницу волшебницы в Лавке семян, становится иглой старинного патефона, сбегает от преследующих ее злодеев, падает в Паутину Жизни в темном лесу, путешествует с призраком в страшной пещере, посещает таинственный Сад судьбы, принимает помощь талантливого слепого художника, совершает полет на огромном Йольском коте в ночь духов… Героиня словно перемещается по кругу, чтобы понять, для чего она здесь. Ведь Город притянул ее не случайно.
 
Город – волшебный мир, сродни кэрролловскому. Где «если все так и было, то все именно так и было. Если же все было бы так, то все не могло бы быть не так. Но поскольку все было не совсем так, все было совершенно не так. Ясно и логично!» (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»). И приключения в нем – страшноватые. «…Как в страшном сне – когда срываешься с моста и летишь вниз, к воде, с жутким ощущением конца. А потом дергаешься – и просыпаешься. И глупо улыбаешься от облегчения…» Но Лизе не просто страшно. Ей страшно интересно!
 
Волшебные события повести опираются на читательский опыт. Мальчик, которого видит Лиза в обыденном мире – ни дать ни взять Гарри Поттер. А. многочисленные прочитанные книги о попаданцах, к сожалению, ничем не могут помочь героине – магические способности у нее так и не появляются.
При этом книга по-хорошему назидательная. Правда, она не призывает слушаться родителей, хорошо учиться, избегать вредных привычек. Она говорит о вещах куда более серьезных. О притягательности зла. О том, что если «принимаешь тьму, то забираешь свет у кого-то другого». Что в этой жизни ничего не бывает случайно. И никогда нельзя сдаваться. О смелости быть самим собой. Потому что пока пытаешься «стать, как он», теряешь себя. О мужестве изменить свою жизнь. Ведь «никогда не узнаешь, на что способен, пока не попробуешь». Ты и только ты сам – ключ от всех дверей!
 
 
Из книги
 
«Лиза закружилась в солнечном луче. Сияющий свет обтек ее со всех сторон. Это было здорово и странно! Лиза не могла остановиться, кружась все быстрее. Громоздкие сапоги давно свалились с ее ног, но девочка не чувствовала холода.
Это уже не было танцем. Лиза понимала, что ни одна балерина не может вращаться так быстро! Она была сейчас огромным веретеном, на которое наматывалась сияющая пряжа. Не было ни земли, ни неба. Весь мир слился в стремительно мелькающие цветовые полосы.
Казалось еще немного, еще одно мгновение этого бешеного движения – и Лиза исчезнет, растворится в окутавшем ее сиянии. Но в этот миг вращение остановилось. Паук, спустившийся с дерева, подцепил краешек нити и начал проворно взбираться наверх, подняв Лизу над землей».
 
«– Что это у тебя? – заинтересовался Тэд. – Можно посмотреть?
Лиза удивленно взглянула на кусочек стекла, неведомо как оказавшийся в руке. Вот еще! Чтобы он считал ее совсем маленькой!
– Это просто стекляшка, – улыбнулась она и поднесла кусочек стекла к глазам. – Вечером через него ничего не увидишь…
 
Повернувшись к Тэду, Лиза осеклась и завизжала так громко, что тот дернулся и вскочил. Лиза кинулась от него сквозь кусты, не переставая визжать.
То, что она увидела через малиновое стеклышко, трудно было объяснить. Словно теплый свет залил все вокруг, превратив поздний вечер в ясный день. И в этом ярком свете дня на скамейке перед ней сидел абсолютно незнакомый человек».
«Что-то неведомое, страшное, было совсем рядом, за поворотом, и настигало ее. Теперь она слышала размеренный тяжелый топот множества лошадиных копыт, грубые голоса всадников… Как вместились они в эту маленькую пещеру? Ни одному человеку не удалось бы въехать в пещеру на лошади, просто не хватило бы высоты! А если… не человеку?
Лиза похолодела.
Там, за поворотом пещеры, по ее следам, шло призрачное войско. Сейчас, сейчас они вывернут из-за угла, увидят ее…Лиза знала, что в этот момент сердце ее разорвется от ужаса».
 
«– Держиииисссссь… – прошипел кот и сделал первый прыжок.
О, что это была за ночь! Лиза, вцепившись в густые космы шерсти, боялась моргнуть, чтобы ничего не пропустить. Йольский кот летел над морозною землей, которая спала в тревожном мраке самой длинной в году ночи. Но ночь не была безжизненной, нет! Странные тени скользили над землей, неясные голоса звали Лизу. Смеялась и плакала вьюга, скрипел снег, а под прозрачным льдом светило непогасшее на дне омута солнце. Лед горел ярким золотым огнем, таким ясным, что Лиза невольно зажмурилась».
 

 
 
 Материал подготовила В.Я. Ерисоваглавный библиотекарь информационно-библиографического отдела НОДБ им. А.М. Горького
 
 
 
 
 
Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017

Яндекс.Метрика