(р. 1967 г.)
«В ДЕТСТВЕ И СЕЙЧАС»
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Я родилась в 1962 году в Берлине, в тогдашней ГДР, там служил мой отец – военный. Но ещё в самом младенчестве родители отвезли меня к родителям отца – в Алтайский край. Там, среди прекрасных берёзовых лесов, прошло моё детство. Моя любимая бабушка была сельской учительницей, а дедушка ? шофёром. С четвёртого же класса я уже жила в Новосибирске, с родителями и младшей сестрёнкой. Родители мои, слава богу, ещё живы и до сих пор проживают в доме, где я росла и взрослела.
2. Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Любимым предметом всегда была литература. У меня была прекрасная учительница – Мугако Татьяна Николаевна. До сих пор помню её блестящие уроки. Самым нелюбимым предметом была всю школьную жизнь – физкультура. И это не зависело от учителя. Учитель был очень хороший. Скорее, это зависело от отсутствия нормальных условий, например, от невозможности после урока принять душ.
3. Вы были примерным учеником? А каким Вы были учеником?
Я хорошо всегда училась, окончила школу твёрдой хорошисткой. Но слишком примерной ученицей не была. Я могла до ночи учить предметы, которые мне нравились. Например, я очень много читала дополнительного по той же литературе. Но то, что не особо нравилось – я учила кое-как. Выезжала на хороших способностях.
4. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, вам хотелось быть похожим, почему именно на него?
В детстве я мечтала быть учительницей, «как бабушка», потому что очень любила её. Всегда играла «в школу».
5. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
Начиная с шестого класса, я читала очень много классики. В частности, «Войну и мир» Толстого я прочла первый раз лет в двенадцать. Конечно, я пропускала много философских рассуждений. Но любовь к Толстому сохранила на всю жизнь. Но всё же в зрелом возрасте я стала больше склоняться к «достоевщине». А вообще филологу сложно выбрать любимых писателей, поскольку так много читано! И в каждом настоящем произведении – своя прелесть, своя радость. Одно могу сказать точно – люблю классику!
6. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
Да всегда остро, если произведение – стоящее. Меня долго после прочтения не отпускают образы, ситуации.
7. Какой литературный персонаж Вам наиболее близок и почему?
Десятки персонажей близки, и каждый – по-своему. Но почему-то больше – мужские персонажи. Наверное, потому что вся классика написана мужчинами, и самые думающие герои, ищущие истину – почти всегда мужчины. Тот же Пьер Безухов, тот же Алёша Карамазов.
8. Каким Вы хотели стать в детстве?
В детстве я точно хотела быть хорошей и приносить большую пользу обществу. Это очень подогревалось и пропагандой. Я, как и многие, была вполне патриотичной.
9. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым и почему?
Думаю, нет. Я очень сосредоточена была на настоящем, погружена в него эмоционально по самые уши. Поэтому редко, наверное, думала о будущем.
10. О ком из старших вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
Я уже писала, что бабушка оказала на меня большое влияние. По нынешним временам у неё в жизни были просто героические периоды, хоть тогда это считалось само собой разумеющимся. Например, довольно большой отрезок времени она была единственной учительницей на три села. С помощью велосипеда она умудрялась каждый день преподавать в этих трёх сёлах, а при этом у неё уже был мой маленький папа. Она мне много рассказывала о своей жизни. Сейчас эта жизнь кажется просто фантастикой!
11. С чем связано Ваше самое яркое детское переживание? Что особенно часто вспоминается из детства?
В селе, где жили мои дедушка и бабушка, летом выпасали общий скот по очереди, дворами. И дети принимали в этом самое активное участие. Эти дни, когда мы были пастухами, – самое яркое впечатление детства. Я даже на лошади ездила немного. Это дни такого единения с природой, животными – изумительное ощущение!
12. Где Вы учились и кем работали?
Я окончила филологический факультет Новосибирского пединститута. Работала учителем русского языка и литературы, пока не получила дополнительное образование детского психолога. После этого я уже работала детским психологом, даже была директором психолого-педагогического центра. Последние годы я работала в издательстве.
13. Какие книги Вы читали своим детям?
Опять же всю детскую классику: Туве Янссон, Милна, Остера. Мой сын обожал, когда я ему читала. И когда уже спокойно читал сам, всё равно моё чтение было для него большой радостью.
14. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?
Я проработала с детьми почти 20 лет. И так получилось, что от старших классов я постепенно переходила всё к более младшему возрасту. Когда я работала психологом, я разрабатывала уроки нравственного ориентирования для младших классов и вела эти уроки у малышат, а также тренинги общения у дошколят. Вот тут я влюбилась в детский мир.
15. Какие Ваши детские мечты осуществились? Ну вот же, я мечтала быть учительницей – и долго была ею.
16. Ваше жизненное кредо (девиз)?
Я точно знаю, что «мой праздник всегда со мной». Стоит заняться любимым делом. Нужно стараться заниматься в жизни тем, что интересно и чем хочется.
17. Какой Ваш «внутренний» возраст? Скорее, он совпадает с настоящим. Я ощущаю себя очень взрослым человеком.
18. Ваше любимое блюдо. Например, блины с мёдом.
19. Что предпочитаете смотреть по ТВ?
Музыкальную программу «Голос». Особенно «Голос. Дети». Но я редко смотрю телевизор.
20. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства. Очень люблю хороший вокал, люблю театр.
21. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни. Рождение сына.
22. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
Помогает – оптимизм. Мешает – иногда излишняя самоуверенность.
23. На какое животное Вы похожи?
Мне хотелось бы походить на дельфина, как на наименее агрессивное существо в мире животных. Но вообще-то, я не ассоциирую себя ни с каким животным.
24. Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Среди хорошо знакомых и доброжелательно настроенных людей, особенно среди любимых и любящих меня близких.
25. Что бы Вы посоветовали себе – ребёнку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте? Быть чуть менее доверчивой.
ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
Лет 20 назад издавались мои курсы «Нравственное ориентирование» – практическая психология для детей. Небольшие книжечки, но по ним работали все школы в городе, где я тогда работала. Это было не художественное произведение, но внутри занятий для детей я придумывала массу маленьких рассказиков, сценок.
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Всегда была загруженность другой работой, и я годами не могла дописать свою первую детскую сказку-повесть. Но когда я попала в аварию и месяца четыре была в гипсе – я сразу её дописала и поняла, что должна заниматься именно этим. Потом я искала возможность освободить себя хоть немного для писательства. И в конце концов создала себе эту возможность.
3. Писатель (поэт) - это...
«Тот, кто не может не писать». Это сказал кто-то из великих писателей.
4. Когда пишете, кем Вы себя чувствуете: взрослым или ребёнком? Больше взрослым, но обязательно немного и ребёнком.
5. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги? Мой муж.
6. Чьим мнением о своих книгах особенно дорожите? Мнением тех, кому адресованы книги – мнением моих маленьких читателей.
7. Почему Вам нравится быть писателем?
Потому что эта работа доставляет мне наивысшую радость и ощущение того, что я делаю своё дело.
8. В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге? Какова их роль в произведении для детей?
Вымысел – очень важная составляющая детских книг, но сам по себе вымысел не имеет смысла, если за ним не стоит правда отношений, психологическая правда и т.д. Основа любой детской книжки – это мысли, представления, которые через вымысел писатель хочет донести до ребёнка. Это первично.
9. На каком этапе создания текста возникает заглавие?
По-разному. Иногда в конце понимаешь, что название должно быть не таким, как думалось в начале работы. Иногда же с самого начала и до конца работы понятно, что название будет только таким.
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
Отсутствие другой работы, отбирающей всё время и энергию. Это всё.
11. Вы сознательно стали именно детским автором?
Я пробовала как-то написать что-нибудь для взрослых. Но получается такая ерунда! Я поняла, что мне нечего сказать взрослым людям, но детям мне так много хочется сказать.
12. Каким должен быть детский писатель?
Понимающим мир детей, прежде всего, и, конечно, он должен искренно интересоваться детьми, быть заинтересованным в их развитии.
13. В чём истоки творчества для детей?
В желании детского писателя сказать своим маленьким читателям то, что он хочет им сказать. Если нечего сказать – можно сколько угодно сочинять, но книжка получится никакая. Дети сразу чувствуют это.
14. Мечтательность - это достоинство или недостаток?
Мечтательность, как уход от действительности – опасная штука, способность мечтать должна быть направлена на действие в реальности. Тогда – это большое достоинство.
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?
Думаю, не очень. Вся моя профессиональная жизнь была так или иначе связана с творчеством. Для меня привычно состояние, что я – человек творческой профессии. Просто сейчас я занимаюсь тем видом творчества, которым мне приятней всего заниматься.
16. Кого из молодых, начинающих литераторов Вы можете выделить?
Я понимаю, что это неправильно, но пока по времени совсем не удаётся серьёзно следить за литературным процессом, хотя очень хочется. Поэтому не берусь судить.
17. Одно и то же ли для Вас диалог с читателем и диалог с ребёнком?
Совершенно разные вещи. Например, когда я работаю с ребёнком, как детский психолог – это одно. Когда просто общаюсь со знакомым ребёнком – это другое. Тут я говорю о нём, о его жизни. А в общении с читателем – я вовлекаю его в созданный мной мир. Это совсем другое.
18. Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот образ.
Он должен просто любить сказки. И для меня – это уже мой идеальный читатель.
19. Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
Ну, главное, он помогает понять – тем ли я занимаюсь делом. Если бы дети говорили, что им скучно читать мои сказки – я бы отказалась от этой деятельности. Пока я получаю отзывы, что «интересно». И это – основа для дальнейших сказок.
20. Чему Вы учите своего читателя?
Конечно, добру во всех его проявлениях. Учу понимать человеческие отношения с позиции гуманизма. Вместе с героями мои читатели учатся отличать добро от не очень добра, учатся быть терпимее, учатся отличать истинные ценности от не очень истинных.
21. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
В своей жизни я была близка с Лазаревой Валерией Алексеевной – автором многочисленных учебников тоже по нравственному ориентированию детей через литературу. Она была моим преподавателем в институте, а общались мы вплоть до её недавнего ухода из жизни. И хоть она больше известный педагог, но её труды – это и литературное дело.
22. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
У меня много сказок, готовых к изданию и ещё не известных читателю. Надеюсь, что удастся их издать. Но вместе с издательской деятельностью я постоянно занимаюсь главным – написанием сказок. Сейчас я заканчиваю новую сказочку в стихах, которая называется «Две лягушки и свистулька».
23. Ваше напутствие детскому писателю...
Пусть наши творения, написанные для детей и оценивают именно дети, а не скептически настроенные взрослые, на оценки которых не всегда нужно обращать внимание. Побольше читайте свои книжки непосредственно детям!
Произведения М. Царёвой для детей

Царёва, М. В. Ананас и другие сказки в стихах / М. В. Царёва; худож. Г. Гольтяпина. – Новосибирск : Ли Вест, 2015. – 28 с. : цв. ил.
Время Сказки [Электронный ресурс] : [авторский сайт аудиосказок М. Царёвой]. – Режим доступа: http://www.vremya-skazki.ru/
Царёва, Марина. Сказки [Электронный ресурс] / М. Царёва // Журнал «Самиздат» : [сервер современной литературы]. – Режим доступа: http://samlib.ru/c/carewa_m_w/
Марина Царёва [Электронный ресурс] // Проза.ру : [национальный сервер современной прозы]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/avtor/dushenko