Макаренко Юлия Львовна

 
(25.07.1939 г. Новосибирск)
 
 
Детская писательница. Автор шести сборников рассказов для школьников. Первая книга «Школа президентов» вышла в 2002 году. Печаталась в новосибирском журнале «Спешу домой» в 2012-2014 гг. Живет в Новосибирске.

Одни произведения Ю. Л. Макаренко рассказывают о жизни подростков, их проблемах и взрослении. «… Абсолютно счастливых людей в природе нет, - считает писательница, - у всех много проблем, только они разные, и еще неизвестно, чьи проблемы сложнее. Дело не в том, что случается с человеком, а в том, как он воспринимает события своей жизни: причитает, жалуется или терпит, борется, старается победить». Иногда в жизни героев ее рассказов происходит и нечто загадочное, необъяснимое - автор дарит читателям надежду на чудо. Другие произведения - басни в прозе, притчи - помогают понять, что в жизни человека по-настоящему важно, а что - несущественно («След на земле», «Вдруг получится?», «Замок и ключ» и др.). 
 
В ДЕТСТВЕ И СЕЙЧАС
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Родилась  25  июля  1939  года в  г. Новосибирске.  Мой отец - Солуянов Лев Николаевич - работал завучем и много лет преподавал русский язык и литературу в школе № 73  Кировского (теперь Ленинского) района.   Мама -  Лушникова Александра Алексеевна - преподавала математику в школе № 40. Почти все наши родственники и друзья также были учителями. Помню, что в кабинете отца играла рогатками,   шариками,   зажигалками,  которые  учителя   на  уроках   отбирали  у мальчишек.   Помню,   как   вместе   с   мамой   сидела  на  педсоветах   и   слушала обсуждения нерадивых учеников. Мир моего детства - это школа и все то, что с ней связано.
 
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством. Поясните их.
Я росла в военные и послевоенные годы, потому ранние воспоминания связаны с бытом тех лет. Мое детство - коммунальная квартира, в которой жило множество людей, эвакуированных из Москвы. По вечерам все жильцы собирались на кухне, при свете керосиновой лампы жарили на плите картошку и хором пели «По Дону гуляет казак молодой». Я была единственным ребенком в этой перенаселенной квартире, и взрослые развлекались, заставляя меня петь, танцевать, читать стихи. Я старалась, как могла, и все смеялись.
Помню, как моя первая учительница Надежда Спиридоновна составляла списки детей для выдачи бесплатных праздничных подарков. Она говорила: «Встаньте те, у кого папа погиб на фронте». Вставало полкласса.
А самую большую радость я испытала, когда перед новым годом к нам в гости пришла жена директора 40-й школы и подарила настоящую куклу с целлулоидной головкой, в красном платье с белыми рукавами. Вот это было счастье!
 
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Училась сначала в средней школе № 70, потом в школе № 73. Любила литературу, русский и французский языки, химию, географию. Не любила физику и математику.
 
4. Вы были примерной ученицей? (А какой Вы были ученицей?)
Я не была примерной ученицей, но училась прилично. Школу окончила с серебряной медалью.
 
5.  На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожей, почему именно на него?
Не могу сказать, чтобы мне хотелось на кого-то походить, но был человек, который всегда вызывал у меня огромное уважение, даже восхищение. Это моя учительница русского языка и литературы Дьяченко Мария Васильевна. Когда-то, в десятом классе, я писала о ней сочинение, сравнивая ее жизнь с ежедневным подвигом. Мария Васильевна учила нас с 4-го по 7-й класс. Она была фанатиком профессии и занималась с нами ежедневно, допоздна оставаясь после уроков. Мария Васильевна была строга, не давала поблажек никому, но это именно тот человек, который выучил нас русскому языку и добился того, что в нашем классе писали грамотно абсолютно все. Многие бывшие одноклассники  говорят о том, что, благодаря Марии Васильевне, у них никогда в жизни не было проблем с правописанием.
 
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
В нашей семье все много читали, и я, конечно, тоже. Первой прочитанной книгой был «Конек-горбунок» П.Ершова. Потом стала читать С.Маршака, С.Михалкова,  А. Барто. У меня была книга стихов А. Барто «О чем пели птицы?». Все стихи из этой книжки я знала наизусть. Любила сказки Г.-Х.Андерсена, «Уральские сказы» П.Бажова, повести А.Гайдара, М. Прилежаевой. Наибольший восторг вызывала повесть Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания». Конечно, читала классику: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Некрасова. Отец очень любил Некрасова и много знал наизусть. Я всю жизнь преклонялась перед Н. Гоголем. Его фантазия безгранична, а манера письма просто завораживает и кажется непостижимой. В подростковом возрасте стала увлекаться зарубежными авторами, вначале читала английскую, американскую, французскую классику, после с помощью журнала «Иностранная литература» стала знакомиться с современными авторами, такими как Э. Хемингуэй,  Л. Фейхтвангер, А. Мердок, М. Стюарт, Ф. Мориак, Г. Гессе, М. Ларни. Вообще, в каждой стране есть писатели высокого мастерства, но если говорить о пристрастиях, то очень люблю латиноамериканцев, например, Ж. Амаду, Г. Маркеса, X. Кортасара, М.В. Льосу, П. Коэльо. Восхищаюсь писателями-юмористами, такими как М. Твен, О. Генри, М. Зощенко, В. Драгунский. Невозможно выбрать какую-то одну книгу, но у меня на столе обычно лежат «Рассказы» М.Зощенко, который мне как-то близок в манере письма.
 
7.  Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
В детстве приходилось, конечно. Отлично помню, как в двенадцатилетнем возрасте рыдала над романом «Овод» Э.Л. Войнич, оплакивая ужасную судьбу Артура Бертона, и как хохотала на всю квартиру, читая рассказ М. Твена «Миссис Мак-Вильямс и гроза». У детей всегда непосредственная, бурная реакция, сейчас эмоции уже не те. К тому же знаю, какими средствами пользуется автор, чтобы вызвать такую реакцию.
 
8. Какой литературный персонаж Вам наиболее близок, и почему?
Не могу сказать, что кто-нибудь из литературных персонажей мне особенно близок, однако многие герои детских книг вызывают симпатию и сочувствие, например, Тимур из повести А. Гайдара «Тимур и его команда» или Сима Крупицына из книги Л. Кассиля «Великое противостояние», или Саня Григорьев из повести В. Каверина «Два капитана».
 
9. Кем Вы хотели стать в детстве?
В детстве я училась в музыкальной школе и собиралась профессионально заниматься музыкой, но со временем передумала, так как поняла, что не обладаю большими музыкальными способностями.
 
10. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослой  и почему?
Как многие дети, мечтала скорее вырасти, стать самостоятельной, уехать из дома, завести новых друзей, начать другую жизнь. Казалось, хорошо там, где меня нет. Практика показала, что от себя не убежишь.
 
11.  О ком из старших Вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
Хочу рассказать о своем отце, учителе русского языка и литературы. Он был человек замечательный, умный, образованный, эрудит. Обладая великолепной памятью, разбирался во многих областях науки, техники. Например, он прекрасно знал географию и по просьбе мог свободно прочитать лекцию об экономике любого региона страны. Был заслуженным учителем, известным в городе педагогом-литератором. У него учились писатель В. Лихоносов и артист Ю.Назаров. Всю жизнь они поддерживали связь со своим учителем и, бывая в Новосибирске, приходили в гости. В.И. Лихоносов состоял с отцом в переписке, присылал новые книги.
 
12.  С чем связано Ваше самое яркое детское воспоминание? Что особенно часто вспоминается из детства?
Мой отец очень любил природу, особенно лес. Он был легкий на подъем и обожал путешествия. Мне было одиннадцать лет, когда он положил передо мной карту Новосибирской области и сказал: «Выбери место на Оби, какое хочешь, мы туда поедем на пароходе». Мне понравилось название поселка Чингис, и мы отправились в кассу речного вокзала. Путешествовали 4-м классом, всю ночь провели на палубе. Утром прибыли в Чингис, но место не понравилось. Отец нанял лодку, и мы переправились на другую сторону Оби, где была деревня Спирино. Однако в деревню не пошли, построили в лесу шалаш из сосновых веток и жили там дней десять, никого не боялись, гуляли по лесу, купались в протоке, там я научилась плавать. Потом надоело, мы уехали домой, но это путешествие с отцом я запомнила на всю жизнь.
 
13. Где Вы учились и кем работали?
Я окончила Томский государственный университет, после много лет работала в различных химических лабораториях. Затем окончила патентный институт и двадцать лет занималась патентной и информационной работой.
 
14. Какие книги Вы читали своим детям?
Мою дочь Ларису воспитывали так же, как меня, читали ей те же книги: сказки Пушкина, Андерсена, Перро, братьев Гримм, стихи Жуковского, Маршака, Михалкова, Чуковского, Успенского. У Ларисы отличная память. Ей было 6 лет, когда мы с ней однажды плыли на катере в Кудряши, и она мне всю дорогу читала наизусть «Дядю Степу».
 
15. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?
Поскольку большую часть детства я провела в детсаду  или в школе,  или в пионерском лагере, то, конечно, мир детей знаю не понаслышке. Отлично помню собственные проблемы переходного возраста, свои переживания по поводу неудач, ссор, конфликтов с подругами, учителями, как будто это было вчера. В те годы я очень нуждалась во взрослом собеседнике, который захотел бы со мной общаться и мог  дать  мудрый   совет.   Я  думаю,   многие  ребята  страдают  от  невнимания родителей, которые считают своих детей недостаточно взрослыми для серьезных разговоров, а на вопросы обычно отвечают: «Тебе еще рано это знать, ты не поймешь!» Именно поэтому в своих рассказах стараюсь обсуждать сложные темы, пытаюсь рассказывать смешно о серьезных вещах в надежде, что, может быть, это кому-то пригодится.
 
16. Какие Ваши детские мечты осуществились?
К сожалению, мои мечты не имеют привычки осуществляться. Такая удача дана тем, кто в жизни имеет много степеней свободы и большой выбор. Ко мне это не относится, я живу по судьбе.
 
17. Ваше жизненное кредо (девиз)?
Это сложный вопрос. Пожалуй, так: не питать иллюзий на свой счет и честно делать свое дело, чтобы не стыдно было перед людьми.

18. Каков Ваш «внутренний» возраст?  Чувствую себя тринадцатилетним подростком на перепутье жизни.
 
19. Ваше любимое блюдо.  У меня нет кулинарных пристрастий. Люблю кофе с чем-то печеным.
 
20. Что предпочитаете смотреть по ТВ?
По ТВ обычно смотрю программы новостей: «Время», «Вести», «Сегодня», иногда сериалы, люблю игры: КВН, «Что, где, когда?», «Как стать миллионером?».
 
21. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства.  Люблю все виды искусства, особенно классическую музыку и балет.
 
22. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.
К любому приятному моменту обычно примешивается ложка дегтя. Потому затрудняюсь ответить.
 
23. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая помогает?
Мешают неуверенность в себе и страх перед будущим. Помогает чувство долга и ответственности за невыполненные обязательства. Это заставляет    жить    даже тогда, когда жизнь становится невыносимой.
 
24. На какое животное Вы похожи?
Дочь говорит, что я похожа на «кошку, которая гуляет сама по себе». Она зовет меня «коша». Не знаю, со стороны видней.
 
25.  Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Проще всего мне общаться с детьми, учителями, библиотечными работниками, литераторами, журналистами. Это моя среда.
 
26.  Что бы Вы посоветовали себе-ребенку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Я бы посоветовала себе не лениться, не размениваться по пустякам и заниматься не тем, что нравится, а что лучше всего получается.
 
II.  ПИСАТЕЛЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ?
 
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
В нашей семье все умели выражать свои мысли в письменном виде. Это не считалось чем-то особенным. Я знала, что могу писать, но не придавала этому большого значения и не мечтала стать писателем. Тем не менее, жизнь складывалась так, что эта способность как-то проявлялась на работе, меня постоянно использовали для составления обзоров, комментариев, написания учебников, методических материалов, журнальных и газетных статей. Первые публикации были в технических журналах. Потом стала писать стихи, также пьесы и конферанс для художественной самодеятельности. Думаю, что писателями, таки, рождаются.
 
2.   Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Никаких предпосылок не было. Появилась потребность выразить какие-то мысли, для меня удобнее сделать это в письменной форме, поэтому взяла ручку, стала писать. Разные идеи и соображения рождаются по ходу работы.

3. Писатель (поэт) - это...    Писатель - это человек-ручей. У него мысли текут по венам рук и капают на бумагу с кончиков пальцев. Такому человеку легче писать, чем говорить.

4.   Когда пишете, кем Вы себя чувствуете, взрослым или ребенком?
Когда пишу, никем себя не чувствую, вообще о себе не думаю. Вижу перед собой собеседника и веду с ним диалог. Текст зависит от того, кто этот собеседник, ребенок или взрослый.
 
5.   Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?    Первыми читают мои коллеги из литобъединения «Молодость» и моя дочь.
 
6.    Чьим мнением о своих книгах особенно дорожите?    Для меня главным является мнение литераторов-профессионалов.
 
7.   Почему Вам нравится быть писателем?    Я бы с удовольствием занималась чем-то другим, например, пела или танцевала, но не умею. Надо писать, и пишу, это призвание.
 
8.   В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге? Какова их роль в произведении для детей?
Роль правды в том, чтобы довести до сведения фактическую информацию, объяснить, как было на самом деле. Вымысел (ложь) стимулирует развитие фантазии, творческих способностей. Что касается соотношения, то оно не имеет значения. Не вижу особой разницы между правдой и выдумкой. Правда статична, ортодоксальна, но если она приходит в движение, то меняется, значит, становится ложью. Ложь динамична, разнообразна, потому притягательна для автора. А когда ложь удается закрепить гвоздями традиций и законов, она становится правдой. В сущности, это один и тот же процесс подачи информации на уровень сознания в разных ипостасях.
 
9.  На каком этапе создания текста возникает заглавие?
Заглавие может возникнуть когда угодно - и в начале, и по ходу работы, и в конце. Иногда рассказ долго остается без названия, иногда наоборот - содержание привязано к названию, играющему роль пресловутой печки, от которой начинают танцевать. Как получится.
 
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?    Мне хорошо писать, когда в доме тепло, тихо, спокойно, и душа не болит.
 
11. Вы сознательно стали именно детским автором?
Вполне сознательно. Я стала писать для детей, потому что, мне кажется, им это нужно. Взрослые уже сформировались, их, практически, нельзя изменить, им трудно помочь. А дети - в стадии роста, развития, у них возникает множество вопросов, на которые никто не хочет отвечать. Я пытаюсь помочь советом взрослого человека. Судя по реакции школьников, иногда это удается.
 
12. Каким должен быть детский писатель?
Умным, терпеливым, добрым. Еще он должен иметь чувство юмора. Это обязательно - зануду никто не услышит.
 
13. В чем истоки творчества для детей?
Истоки любого творчества - глубокие знания и жизненный опыт. Надо знать предмет, о котором пишешь досконально, как специалист. Здесь главная проблема, поскольку никто не может знать все на свете, однако писателю именно это нужно.
 
14. Мечтательность - это достоинство или недостаток?
Мечтательность сама по себе ни хороша, ни плоха, это палка о двух концах. С одной стороны - способ развития воображения, с другой - попытка уйти от действительности. Нужна золотая середина.
 
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?
Все в жизни меняется, и я, конечно, тоже. В какую сторону - это вопрос? Знаю только, что работа помогает мне выживать в тяжелые моменты.
 
16. Кого из молодых, начинающих литераторов Вы можете выделить?
К сожалению, я не знакома с молодыми, начинающими литераторами.
 
17. Одно и то же ли для Вас диалог с читателем и диалог с ребенком?
Ребенок - это и есть мой читатель. Я веду с ним письменный диалог, так мне легче донести свои мысли.
 
18. Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот образ.
Это подросток   9-14 лет, умный, читающий ребенок, энергичный и любопытный. Интересуется окружающим миром, хочет найти в нем свое место, потому задает много вопросов.
 
19. Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
С тех пор, как стала общаться с читателями, поняла, что не надо бояться говорить с ребятами о сложных вещах. Дети понимают гораздо больше, чем мы думаем. Кроме того, у детей прекрасно развито чувство юмора, которое с возрастом иногда исчезает. К сожалению, чувство юмора - ненадежная вещь, многие из нас постепенно его теряют. Особенно это касается пьющих мужчин, они в этом плане совершенно безнадежны. А читать смешные рассказы детям - редкое удовольствие. Они так радуются!
 
20. Чему Вы учите своего читателя?
Я стараюсь никого не учить, просто излагаю свою точку зрения, а дальше читатель должен выбрать сам, что ему больше подходит. Каждый выбирает для себя.
 
21. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
Я посещаю занятия литературного объединения «Молодость» и знакома с В.И. Мининым, Ю.И. Горустовичем, О.И. Мухиной, О.Н. Киевской, Л.М. Ливневой, Е.Ф. Мартышевым, И.С. Зайцевым и др. Несколько раз обсуждала свою работу с П.П. Дедовым, мне повезло услышать его замечания, советы,   это большая удача.
 
22. С какими художниками-иллюстраторами Вам нравится сотрудничать?
Мне не приходилось сотрудничать с художниками-иллюстраторами. Мои книги оформляли родственники: муж и дочь.
 
23. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
Продолжаю писать рассказы для подростков на морально-этические темы, есть также вещи развлекательного плана. Кончила рассказ «Как жить с волками?»
 
24. Ваше напутствие юному читателю.
Хочется пожелать ребятам меньше смотреть телевизор и больше читать книг хороших и разных, обращая особое внимание на классику.
 
25. Ваше напутствие детскому автору.
К сожалению, в наше время вырасти достойным и полезным членом общества не так-то просто. Поэтому хочется, чтобы те, кто пишет для детей, думали не только о том, как их развлечь, но и как помочь им определиться в жизни. Мне кажется, это совершенно необходимо.
 
ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.Л. МАКАРЕНКО ДЛЯ ДЕТЕЙ



Макаренко Ю.Л.   Каждый выбирает для себя: Рассказы / Ю.Л. Макаренко. – Новосибирск: РИФ Новосибирск, 2004. – 254 с.

Книга посвящена проблемам переходного возраста и в юмористической форме предлагает варианты их решения.  
 


Макаренко, Ю. Л. Операция «Брысь!» : [рассказы] / Ю. Макаренко ; [ил. Л. А. Макаренко]. - Новосибирск : Издательство НГАБТ, 2007. - 285 с. : ил.
 



Макаренко, Ю. Л. Пирог со всякой всячиной : сб. рассказов для детей шк. возраста / Юлия Макаренко ; [ил. Л. А. Макаренко]. - Новосибирск : Издательство НГАБТ, 2014. - 203 с. : ил.
 


Макаренко, Ю. Л. Победить себя : сб. рассказов для детей шк. возраста / Юлия Макаренко ; [ил. Л. А. Макаренко]. - Новосибирск : Издательство НГАБТ, 2012. - 229 с. : ил.
 


Макаренко, Ю. Л. Стая белых ворон : сб. рассказов для детей шк. возраста / Ю. Макаренко ; [вступ. ст. П. П. Дедова] ; [ил. Л. А. Макаренко]. - Новосибирск : Издательство НГАБТ, 2010. - 262, [1] с. : ил.
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ, ВЕСЁЛЫЕ РАССКАЗЫ В ИСПОЛНЕНИИ АВТОРА

Макаренко, Ю. Л. Трус не играет в хоккей  / Юлия Львовна Макаренко ; читает авт. — Новосибирск, 2016. — Продолжительность 18 мин.
 
Макаренко, Ю. Л. Суп из черепахи  / Юлия Львовна Макаренко ; читает авт. — Новосибирск, 2016. — Продолжительность 12 мин.
 
Макаренко, Ю. Л. Природный феномен  / Юлия Львовна Макаренко ; читает авт. — Новосибирск, 2016. — Продолжительность 10 мин.
 
Макаренко, Ю. Л. Волк и ягненок  / Юлия Львовна Макаренко ; читает авт. — Новосибирск, 2016. — Продолжительность 17 мин.




МЕЖДУНАРОДНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА И НАУЧНЫЙ КОНГРЕСС «КНИГА: СИБИРЬ – ЕВРАЗИЯ» 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОЙ КНИГИ 
 
Фоторепортаж творческой встречи с Ю. Макаренко



Фотосъемка:    Н.Н. Шайдурова, Л.В. Тютрюмова

Постер:  О. А. Алейникова
  


Материал подготовила В. Я. Ерисова, главный библиотекарь информационно-библиографического отдела НОДБ им. А.М. Горького