написать письмо на главную

Версия для слабовидящих


Главная
Электронный каталог
Новости
О библиотеке
Услуги
Ресурсы
Муниципальные детские библиотеки Новосибирской области
Наши конкурсы
Методические материалы
Портреты писателей
Рассказы о книгах
МАКСИМКА предлагает
Фотогалереи
Гостевая книга
Полезные ссылки

Поиск по сайту
 
 ■ Библиотека ■ Портреты писателей ■ Новосибирские писатели ■ Шалин Анатолий Борисович  

Шалин Анатолий Борисович

 
(28.12.1952 г., г. Новосибирск)
 
 

I. «В детстве и сейчас»
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Родился 28 декабря 1952 г. в г. Новосибирске. Отец работал в системе нефтеразведки, был специалистом по различному буровому и прочему оборудованию. Мать трудилась старшим редактором в издательстве «Наука».
 
2.  Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством. Поясните их.
1. Бабушкин дом на тихой улице Омской в Новосибирске.
2. Запахи полыни, черемухи, цветущих яблонь.
3. Бесконечные игры на свежем воздухе.
 
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы.  Не любил зубрить. Из любимых: литература, математика, физика, химия, биология, история.
 
4. Вы были примерным учеником? А каким Вы были учеником?  Особых проблем ни себе, ни родителям, ни учителям не создавал.
 
5. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожим, почему именно на него?
Из писателей нравились (по характеру и творчеству) Антон Чехов и Марк Твен и еще, наверное, десятка два писателей и поэтов. В школе увлекался шахматами и хотел походить по интеллектуальным способностям на Александра Алёхина (он очень нестандартно мыслил).
 
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
В детстве, как уже поминал, Чехов, Марк Твен, Джек Лондон, в зрелом возрасте нравились книги многих авторов, но каких-то очень любимых не выделял. С годами просто стал более трезво оценивать классиков и современников, видеть не только сильные, но и слабые стороны их творчества, удачи и неудачи.
 
7. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?    Приходилось. Остро воспринимались несправедливости в судьбах полюбившихся героев.
 
8.  Какой литературный персонаж Вам наиболее близок и почему?
Нравились отдельные черты характеров многих персонажей, но так чтобы «наиболее», такого что-то не припомню. Привлекали такие персонажи, как Швейк, Ходжа Насреддин, Шерлок Холмс.
 
9. Каким Вы хотели стать в детстве?    Сильным, умным, находчивым, изобретательным, ироничным.
 
10. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым и почему?
Нет, поскорее стать взрослым не мечтал. У меня в детстве на все мои увлечения вечно не хватало времени и мечтал, чтобы в сутках было часиков на 10 больше.
 
11. О ком из старших вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?    О ком хочется, о тех и пишу в рассказах, правда, настоящие имена в  литературных историях редко указываю.
 
12. С чем связано Ваше самое яркое детское переживание? Что особенно часто вспоминается из детства?   Переживаний ярких в детстве было много, вспоминаются они по разным случаям.
 
13. Где Вы учились и кем работали?
Окончил Новосибирский государственный университет в 1975 г. по специальности «Неорганическая химия», работал в научных институтах до 1982 г. Потом стал работать в Западно-Сибирском книжном издательстве, сочинять разные истории и со временем окончательно связал судьбу с литературной работой.
 
14. Какие книги Вы читали своим детям?   Своим детям читал сказки, разные занимательные истории и таким образом старался развить в них интерес к чтению и любознательность.
 
15. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?
Вообще-то, когда-то я был ребёнком и кое-что помню из тех времен. Хорошо ли мне знаком современный мир детства? Не знаю, многое в современных детишках понять мне трудновато.
 
16. Какие Ваши детские мечты осуществились?   Мечта самому сочинять какие-то истории, выдумывать что-то веселое и грустное.
 
17. Ваше жизненное кредо (девиз)?    Спокойствие, главное, спокойствие. Пройдет и это.

18.  Какой Ваш «внутренний» возраст?    Не знаю. Где-то в пределах пары сотен лет.
 
19.   Ваше любимое блюдо.   Бабушкины пирожки. Увы, давно не пробовал, и рецепты, наверное, утеряны.
 
20.  Что предпочитаете смотреть по ТВ?   Предпочитаю ТВ не смотреть, времени жалко.
 
21. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства.   Литература.
 
22. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.   Не помню такого. Жизнь должна быть полна и радостей, и горестей, и они как-то должны уравновешивать друг друга.
 
23. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить.   А какая помогает?
Наверное, неумение проявлять в чем-то жесткость. А помогают жить юмор, ирония.
 
24. На какое животное Вы похожи?
Если внешне, то вроде бы есть во мне что-то человеческое, так... чуть-чуть, а если психологически оценивать свой внутренний мир, то нечто среднее между старой лошадью и медведем перед зимней спячкой.
 
25. Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Наиболее комфортно чувствую себя в уединении, а иногда, реже, среди родных и друзей.

26. Что бы Вы посоветовали себе – ребёнку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Посоветовал бы не терять времени, как можно раньше определиться с жизненной целью и не разбрасываться в разных увлечениях.
 
 
II. Писателями не рождаются?
 
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
Что-то придумывать, сочинять какие-то истории любил с раннего детства. Обычно сочинял различные сказки, где главным героем был сам. Естественно, сюжеты брались из прочитанного, сказок Андерсена, романов Жюль Верна и др.
Первая публикация была в газете «Молодость Сибири» в 1978 г. –шуточный фантастический рассказик «Новое о Тунгусском метеорите».
 
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Наверное, желание сочинять, придумывать, поиск чего-то нового, интересного, в научном творчестве больше было ограничений, предсказуемости, хотя и в науке есть свои прелести.
 
3. Писатель (поэт) – это...
Это сочинитель, выработавший свой индивидуальный (уникальный) взгляд на некие реалии окружающего мира.
 
4. Когда пишете, кем Вы себя чувствуете: взрослым или ребёнком?
Взрослым, состарившимся и поглупевшим ребёнком.
 
5. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?
Естественно, сам первым и читаю. И переделываю, и вновь перечитываю и вношу правку. Иногда этот процесс затягивается надолго. Желание быстрой публикации у меня, увы, уже отсутствует. Пишу больше для своего удовольствия, хотя, конечно, приятно бывает, когда написанное кто-то оценит. Обычно вторым читает редактор или рецензент.

6. Чьим мнением о своих книгах особенно дорожите?
Особенно ни чьим мнением не дорожу, сколько голов – столько и мнений бывает. Конечно, ценю соображения специалистов, но допускаю, что и они вполне могут ошибаться и/или перехваливать, или переругивать.
 
7. Почему Вам нравится быть писателем?
В этом деле можно совместить множество интересов к самым разным предметам.
 
8.  В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге? Какова их роль в произведении для детей?
Вымыслы должны быть правдивы, то есть соответствовать представлению читателя о правде. Если явное враньё дается, то надо так обрисовать ситуацию, чтобы читатель правдиво воспринимал образ вруна, понимал, что идет игра в обман. Роль выдумки для детей важнее, это развивает их воображение, учит мечтать. Горькой правды они, уже повзрослев, накушаться еще успеют, поэтому, видимо, ее для детишек надо в малых дозах подавать и постепенно, дабы не наступило у них раньше времени разочарование в прелестях окружающего мира.
 
9. На каком этапе создания текста возникает заглавие?
Когда как. Чаще придумывается уже после возникновения текста.
 
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
Наличие тихого, уютного рабочего места и свободного от суеты времени.
 
11. Вы сознательно стали именно детским автором?
Именно детским автором стать не стремился. Считаю, что писать надо так увлекательно и так доходчиво, чтобы и взрослым, и детям написанное было интересно.
 
12.   Каким должен быть детский писатель?
А кто его знает? Наверное, добрым и умным человеком.

13.  В чём истоки творчества для детей?  В игре, в желании чему-то научиться.
 
14.  Мечтательность – это достоинство или недостаток?
Скорее, достоинство. Хотя многое зависит от конкретных ситуаций и профессии человека.
 
15.  Изменило ли Вас Ваше творчество?
Да, творческий труд, по слухам, изменил даже древнюю обезьяну, довел ее до человеческого состояния. И, естественно, и авторов их творчество иногда изменяет в ту или иную сторону. Мне попадались авторы, которые почти превращались в мартышек в своем подражательном творчестве.
 
16.  Кого из молодых, начинающих литераторов Вы можете выделить?
Из начинающих никого выделять, думаю, не стоит. Вот когда эти начинающие приобретут литературное мастерство, перестанут быть  начинающими, тогда о чем-то можно говорить.
 
17.  Одно и то же ли для Вас диалог с читателем и диалог  с ребёнком?
Чаще всего одно и то же. То ли детишки умные мне попадаются, то ли взрослые читатели в своих диалогах с авторами резко впадают в детство, не знаю.

18.   Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот образ.
Очень разным, но любознательным.
 
19.  Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
Иногда интересную мысль подбросит или взбодрит занятной глупостью.
 
20.  Чему Вы учите своего читателя?
Все зависит от того, чему бы этот читатель хотел научиться. Если желание чему-то учиться у человека есть, он из текста возьмёт для себя то, что ему нужно. Если - нет, то результат нулевой, в лучшем случае, развлекся историей, рассказом.
 
21. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
С Михаилом Михеевым, с Николаем Самохиным. Со многими другими.
 
22. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
Задумал несколько новых фантастических историй, но когда наступит это ближайшее время, пока не знаю.
 
23.  Ваше напутствие детскому писателю...
Учите разумному, доброму, вечному, но в текстах ваших не должно быть занудства, назиданий, лучше всего создать симпатичного детям весёлого, благородного героя и на его приключениях показать, какая это увлекательная штука – жизнь.
 

 

Произведения А.Б. Шалина для детей
 
 
Шалин, А. Б.  Бунт   марионеток : фантастические роман, повесть и рассказы / А. Б. Шалин; худож. В. Н. Курилов. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1991. – 312 с. : ил.

В книгу сибирского писателя-фантаста включены: «В путах времени» – роман о приключениях земных разведчиков на далекой планете, о жителях этой планеты, об интригах и тайнах; повесть «Бунт марионеток», в которой сочетается фантастика с элементами детектива; короткие, веселые рассказы, относящиеся к жанру юмористической фантастики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Шалин, А. Б.  Вакансия : фантастические повести и рассказы / А. Б. Шалин; худож. А. А. Чернов,  С.А. Гребенников. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1988. –  200 с. : ил.

Мягкий юмор, ирония, сатирические нотки и, вместе с тем, размышления о достаточно серьезных проблемах – вот характерный  почерк автора этой книги.
Сборник включает повести «Вакансия», «Путешествие Тимофея Авоськина за пределы Солнечной системы» и рассказы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Шалин,  А. Б. Редкая профессия : фантастические рассказы / А. Б. Шалин; худож.    В. А. Авдеев. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 160 с. : ил.

Первая книга писателя. В неё вошли фантастические рассказы, посвященные путям совершенствования человечества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Литература о жизни и творчестве
 
  • Шалин Анатолий Борисович // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – С. 963.
  • Шалин, А. Б.  От автора // Шалин, А. Б.  Вакансия : фантастические повести и рассказы / А. Б. Шалин. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1988. – С. 3-4.
 

  • Нотман, Р.  Тихие сказки и рассказы Анатолия Шалина // Советская Сибирь. – 2005. – 28 окт. – С. 4.
  • Коньякова, Т.  У писателей – новый предводитель // Вечерний Новосибирск. – 2000. – 10 мая. – С. 3.

 

Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 2007-2017
Смотрите описание контейнерные перевозки у нас.

Яндекс.Метрика