
23.07.1945 г., ст. Талица Поклевского района Свердловской области
I. «В детстве и сейчас»
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье
Родился 23 июля 1945г. на станции Талица Поклевского района Свердловской области.
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством. Поясните их:
• дальневосточная река Сучан, кипящая от идущего на нерест лосося,
• прибалтийский лес, провеянный и освежённый влажным морским воздухом,
• знойная приволжская степь с пеньем повисшего в зените жаворонка, с посвистом стоящих столбиками сусликов.
Будучи сыном военнослужащего (лётчика-истребителя), в детстве часто менял место жительства, жил вдали от городов, в гарнизонах, в непосредственной близости к природе.
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы. Нелюбимых школьных предметов не было (разве что пение и латышский язык). А любимые: литература, история, физкультура.
4. Вы были примерным учеником? А каким Вы были учеником? Примерным учеником никогда не был и не пытался. Был непоседлив, проказлив, шумен.
5. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожим, почему именно на него?
В детстве хотелось быть похожим на Риверу (из рассказа Джека Лондона «Мексиканец»), на Виктора Чукарина (олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике), на Валерия Попенченко (чемпиона мира по боксу). Это люди неукротимой отваги и несокрушимого мужества.
6. Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте. Любимые писатели детства: Александр Дюма и Джек Лондон. В зрелом возрасте – Лев Толстой и Михаил Шолохов.
7. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
Переживать приходилось за героев рассказов Джека Лондона («Мексиканец», «Кусок мяса», «Воля к жизни», «Костёр», «Батар», «Белый клык» и т. д.), за Артура из «Овода», за Павку Корчагина из «Как закалялась сталь».
8. Какой литературный персонаж Вам наиболее близок, и почему?
Наиболее близок Мартин Иден. Полуграмотный матрос, полюбив девушку из другого социального слоя, сделал невозможное: стал знаменитым писателем. Воистину, «Воля и труд человека дивные дивы творят».
9. Кем Вы хотели стать в детстве? В детстве хотел стать сильным и смелым.
10. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым, и почему? Стать поскорее взрослым не хотел, потому что для меня в детстве время летело стремительно (учёба в трёх школах: общеобразовательная, музыкальная, спортивная), и его всегда не хватало.
11. О ком из старших Вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях? О старших (бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях) рассказать хочется и надеюсь, что это за отпущенный мне срок жизни удастся.
12. С чем связано Ваше самое яркое детское воспоминание? Что особенно часто вспоминается из детства?
Самое яркое переживание детства: обучение самого себя плаванию. Рано утром на реке в Латвии, без свидетелей и сопереживателей, семилетний, вошёл в воду, оттолкнулся и... поплыл. Вдоль берега. По-собачьи. Чудо! Восторг невыразимый!
13. Где Вы учились и кем работаете?
После окончания общеобразовательной школы № 127 окончил Новосибирский электротехнический институт, по распределению работал в Магнитогорском электромонтажном управлении (строительство Белорецкого металлургического сталепроволочного комбината), затем – служба в армии, работа в Новосибирске инженером, главным инженером монтажного управления, главным энергетиком крупных заводов железобетонных изделий и, наконец, энергетиком государственной телерадиокомпании «Новосибирск».
14. Какие книги Вы читали своим детям? Детям читал то, что нравилось самому: Пушкина, Чуковского, Писахова, Бажова.
15. Откуда Вам так хорошо знаком, понятен и интересен мир детства? Все мы из детства. Просто у меня впечатления яркие и память хорошая.
16. Какие Ваши детские мечты осуществились?
Из детских «мечт» не осуществилась ни одна: не стал ни лётчиком, ни моряком, ни пограничником, ни разведчиком, ни космонавтом, ни чемпионом мира.
17. Ваше жизненное кредо? Жизненное кредо: «Хоть шагом, но вперёд!».
18. Какой Ваш «внутренний» возраст? «Внутренний» возраст – лет 25.
19. Ваше любимое блюдо. В детстве любимым блюдом были пельмени, сейчас не прихотлив.
20. Что предпочитаете смотреть по ТВ? По ТВ смотрю в основном научно-познавательные и спортивные программы, советские кинофильмы.
21. Любимый, особенно Вам близкий вид искусства. Любимый вид искусства, пожалуй, кино.
22. Назовите самое радостное событие в Вашей жизни. Самые радостные события в моей жизни – рождение детей.
23. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. Черта характера, мешающая жить, – лень. Всё время её преодолеваю.
24. На какое животное Вы похожи? Если быть объективным, то в детстве я, наверное, был похож на вертлявую обезьянку. Сейчас я, видимо, та же особь, но значительно повзрослевшая.
25. Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Всего комфортнее чувствую себя среди друзей-единомышленников, сокурсников, одноклассников.
26. Что бы Вы посоветовали себе – ребенку, если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Себе – ребёнку, если бы была возможность сейчас, посоветовал бы как можно раньше (буквально к следующему утру) определиться с профессией, с целью жизни и, не теряя зря времени, тут же начать реализацию намеченного, наполняя смыслом и содержанием, каждый день, час, минуту.
II. Писателями не рождаются
1. Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
Творческая биография началась в школе, с седьмого класса. Первая публикация в городской газете г. Белорецка.
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству? Предпосылкой к литературному творчеству стала влюблённость в одноклассницу.
3. Писатель (поэт) – это…
Писателями не рождаются, но, как баскетболисту необходим высокий рост, боксёру – длинные руки и лёгкие ноги, шахматисту – способность к логическому мышлению, литератору необходима предрасположенность к творчеству. Что же касается поэта, то это – острота восприятия окружающего мира, чувство ритма, музыкальный слух и родниковая чистота души.
4. Когда пишите, кем Вы себя чувствуете, взрослым или ребенком?
Когда пишу, чувствую себя тем, о ком пишу или от чьего имени пишу.
5. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги? Первыми рукопись моей книги читает узкий круг друзей и коллег.
6. Чьим мнением о своих книгах Вы особенно дорожите? Особенно дорожу мнением друзей и коллег о своих книгах.
7. Почему Вам нравится быть писателем?
Вопрос «нравится ли быть писателем» считаю не корректным. Это не может нравиться или не нравиться. Это – служение, которое накладывает на бытие особые ограничения, но которое приносит в случае успеха огромные радость и удовлетворение от сознания выполненной задачи.
8. В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге?
Полагаю, точных рецептов в соотношении вымысла и правды не существует. Это секрет авторской «кухни». Но, в то же время, в художественном произведение отнюдь не обязательно всё должно быть правдой.
9. На каком этапе создания текста возникает заглавие? Как правило, заглавие возникает до написания произведения, хотя бывают и исключения.
10. Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества? Подходящим условием для творчества считаю уединение.
11. Вы сознательно стали именно детским автором? Именно детским писателем себя не осознаю.
12. Каким должен быть детский писатель? Писатель (и детский, и не детский) должен быть интересным.
13. В чем истоки творчества для детей?
Истоками творчества для детей считаю природную впечатлительность и неудержимую фантазию.
14. Мечтательность – это достоинство или недостаток?
Полагаю, сама по себе – ни то, ни другое. Если мечтательность – прелюдия к творчеству или созиданию – достоинство, если к бесплодному времяпровождению – недостаток.
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?
Разумеется, творчество меня изменило. Стал дорожить временем, внимательнее относиться к окружающему миру и событиям, в нём происходящим.
16. Кого из молодых, начинающих литераторов Вы можете выделить?
Из молодых литераторов могу выделить поэтов Льва Гольдина, Наталию Оревкову, Якова Сёмушкина. Из начинающих – Елену Зиноватную.
17. Каким Вы представляете своего читателя?
Своего читателя я не представляю, а вижу на своих выступлениях. Это читатели от 10 до 80 лет.
18. Для Вас диалог с читателем и диалог с ребенком – это одно и то же?
Читатель помогает быть неуспокоенным.
19. Чему Вы учите своего читателя?
Учить своего читателя я не пытаюсь, но стремлюсь стимулировать в его душе живой интерес к истории своего народа и Отечества, любовь к родному языку, пробудить фантазию и «чувства добрые» в его душе.
20. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
Общаться пришлось со многими ушедшими из жизни и ныне здравствующими литераторами. Дружить – с Нинелью Созиновой, Нелли Закусиной, Петром Дедовым, Юрием Ключниковым, Юрием Черновым и т. д.
21. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
Порадовать читателей в ближайшее время собираюсь новой сказкой «Как Иван любовь искал».
22 Ваше напутствие детскому писателю...
Напутствие детскому писателю – сохранять оптимизм и веру в победу добра и справедливости.
Произведения Е.Ф. Мартышева для детей
 Мартышев, Е. Ф. Влас-музыкант : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. А. Заплавный. – Новосибирск : Горница, 1999. – 176 с.
Герой книги Влас – носитель основных черт национального характера. Он добр и отзывчив, щедр и незлопамятен, трудолюбив и терпелив.
Он никогда не предаст и всегда придет на помощь попавшему в беду.
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Сказ о Мироне – морском тритоне : сказка / Е. Ф. Мартышев; худ. Л. П. Лазарева. – Новосибирск : Общество книголюбов, 2005. – 156 с.
«Сказ о Мироне – морском тритоне» – седьмая сказка Е.Ф. Мартышева. Легкую судьбу и беззаботную жизнь ищет рыбак Мирон.
Ради сиюминутной выгоды совершает неблаговидные поступки. Но желанное счастье не приходит. Только изменившись к лучшему, очистив душу, Мирон обретает желанное счастье, любовь. А разве возможно иначе?
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Сказ о стрелке Романе : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. А. Заплавный. – Новосибирск : Горница, 1997. – 90 с. : ил.
Сказка в стихах написана в традициях русского фольклора. Влюбленный в дочь воеводы Ульяну Роман совершает подвиг – добывает «волшебные руки» и «волшебный глаз», которые пригодились молодой работящей и дружной семье. Притча утверждает торжество справедливости, добра, честного служения Родине.
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Волшебный посох : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. А. Заплавный. – Новосибирск : Горница, 1997. – 96 с. : ил.
Герой стихотворной сказки отставной солдат Прохор Фитилев разыскивает волшебный посох – своеобразный символ власти.
Пройдя, как и полагается сказочному герою, огонь, воду и медные трубы, Прохор убеждается, что не надо его искать где-то в чужой стране, за тридевять земель…
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Резчик Лавр : сказочная трагедия / Е. Ф. Мартышев; ил. Л. П. Лазаревой. – Новосибирск : Новосибирск, 2006. – 144 с.
О вековечной борьбе Добра и Зла, об ответственности художника за ниспосланный талант, о служении и долге, о грехе и раскаянии, о нравственном падении и великом подвиге.
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Таёжный отступник : сказка для театра/ Е. Ф. Мартышев; худож. А. Заплавный. – Новосибирск : Горница, 2002. – 156 с.
… Трудным путем отрицаний и утверждений герои сказки приходят к пониманию, что объединившее их чувство – любовь – бесценно и требует духовного очищения и самопожертвования.
Боритесь за любовь! Храните её!
И будьте счастливы!
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Роковая паутина : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. А. Заплавный. – Новосибирск : Горница, 2000. – 168 с.
Автор верит в пробуждение соотечественников, в возрождение России. Верит, что подобно героям этой книги, сплотятся они воедино и прогонят зло за пределы Отчизны.
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Воеводич : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. Л. П. Лазарева. – Новосибирск: НПО СП России, 2009. – 140 с.
У героя стихотворной сказки «Воеводич» нет прототипа, но есть образ, в который автору удалось вдохнуть отвагу и беззаветное служение Отечеству, всегда, во все времена, отличавшие русского воина. Это он громил тевтонов на Чудском озере, вступал в поединок с исполином Челубеем на поле Куликовом, шёл в атаку на шведов под Полтавой, отбрасывал французов от своих редутов на Бородине, выстоял в снегах под Москвой и на руинах Сталинграда в самой кровопролитной из войн. Мужество, стойкость, военные таланты, проявленные русскими воинами в ходе битв, не знают себе равных. Это они позволили создать и отстоять от недругов великое государство – Россию. Книга прекрасно оформлена Л.П. Лазаревой. Её рисунки привлекают внимание, передают настроение и смысл сказки.
|
|
 Мартышев, Е. Ф. Как Иван любовь искал : сказка / Е. Ф. Мартышев; худож. Л.П. Лазарева. – Новосибирск : НПО СП России, 2011. – 164 с.
Жить без любви, вероятно, можно, но не она ли привносит в существование особый смысл, наполняет счастьем каждый миг бытия, дарует радость и утешение в пору нелёгких испытаний. Не она ли делает робкого – смелым, слабого – сильным, вдохновляет на подвиги и великие свершения? Но как обрести её? По каким законам, и за какие заслуги нисходит она к своим избранникам? Терпеливое ожидание или неуёмный поиск – залог непременной удачи? Каждый решает сам.
Вот и герой сказки Иван отправляется в путь на поиск единственной, судьбой до скончания дней назначенной. Повезёт ли бедолаге?
|
|
Литература о жизни и творчестве Е.Ф. Мартышева
-
Яранцев, В. [Без названия] // Сибирские огни. – 2011. – № 3. – С. 184. – Рец. на кн.: Мартышев, Е. Облепиховый берег / Е. Мартышев. – Новосибирск : НПО СП России, 2010.
-
Яранцев, В. [Без названия] // Сибирские огни. – 2007. – № 8. – С. 191. – Рец. на кн.: Мартышев, Е. Резчик Лавр : сказочная трагедия / Е. Мартышев. – Новосибирск : НПО СП России, 2006. – 144 с.
-
Коньякова, Т. Евгений Мартышев // Вечерний Новосибирск. – 2007. – 13 июня. – С. 7.
-
Коньякова, Т. Сказочнику стало тесно в формате сказки // Вечерний Новосибирск. – 2001. – 26 янв. – С. 12.
-
Коньякова, Т. Вот ещё вам сказ прелестный : [о книге «Сказ о Мироне – морском тритоне»] // Вечерний Новосибирск. – 2005. – 7 дек. – С. 11.
-
Коньякова, Т. Сказочник сменил жанр и пишет историческую драму // Вечерний Новосибирск. – 2005. – 2 авг. – С. 11.
-
Яранцев, В. Сказки нового времени // Советская Сибирь. – 2005. – 28 июля. – С. 28.
-
Коньякова, Т. «Поэт всегда душевно болен…» : о сказках и стихах Е. Мартышева // Вечерний Новосибирск. – 2001. – 10 авг. – С. 10.
-
Коньякова, Т. Старая сказка на новый лад // Вечерний Новосибирск. – 1999. – 12 апр. – С. 4.
-
Арабескин, Г. Волшебное стекло сказки : [о книгах «Сказ о Мироне – морском тритоне» и «Влас-музыкант»] // Сибирские огни. – 1999. – № 3. – С. 217-220.
-
Горшенин, А. «Притяжение любви» Советская Сибирь. – 1998. – 9 дек. – С. 4.
-
Арабескин, Г. Полку сказочников прибыло // Советская Сибирь. – 1998. – 5 февр. – С. 4.
-
Арабескин, Г. Похождения отставного барабанщика : [«Волшебный посох»] // Слово. – 1997. – № 11.– С. 10.
-
Коньякова, Т. Сказка – лож, да в ней – намек : [о повести-сказке «Волшебный посох»] // Вечерний Новосибирск. – 1997. – 15 июля. – С. 5.
-
Бельская, А. Добрый свет // Одна семья. – Новосибирск. – 2010. – № 6. – С. 86.
-
Чернов, Ю. Когда он больше чем поэт… // Советская Сибирь. – 2009. – 25 нояб. – С. 4.
-
Салтымакова, Ю. Дамские романы – опиум для народа? // Аргументы и факты. – 2009. – № 9. – С. 18.
-
В десятку!: писатель Е. Мартышев вошёл в десятку лучших сказочников России // Вечерний Новосибирск. – 2008. – 28 февраля. – С. 23.
Подготовка материалов: В. Я. Колодезева