Серов Виктор Афанасьевич

 
(24.05.1948 г., г. Иркутск)
 
«В ДЕТСТВЕ И СЕЙЧАС»
 
1. Когда и где Вы родились? Расскажите немного о Вашей семье.
Родился 24.05.1948 г. в г. Иркутске.
 
2. Назовите три ассоциации, связанные с Вашим детством.   Поясните их.
Ассоциации детства: все, что связано с рекой Бирюсой: работа мальчишкой коногоном; попытки заработать на кусок хлеба, лыжи, одежду.
 
3. Любимые и нелюбимые школьные предметы.
Любимые школьные предметы: математика, физкультура. Нелюбимые: черчение, химия.
 
4. Вы были примерным учеником? А каким Вы были учеником?    Учился легко и хорошо. А был ли примерным – не знаю...
 
5. На кого из людей, которых Вы видели, о которых слышали, Вам хотелось быть похожим, почему именно на него?
Хотел быть похожим на сводного старшего брата (он был шофером), на крестного дядю Филиппа (он работал бригадиром на сплаве леса).
 
6.   Ваши любимые писатели и книги в детстве, в зрелом возрасте.
В детстве любил Джека Лондона, мне было 12 или 13 лет, когда за лето прочитал его полное собрание сочинений. В зрелом возрасте – У. Уитмена, Э. Хемингуэя, Е. Носова, Н. Шипилова, М. Шолохова. В. Шукшина...
 
7. Приходилось ли Вам особенно остро переживать судьбу литературного героя?
Да, судьбы героев многих авторов (см. п. 6., добавлю сюда и С. Олефира – с ним познакомился много позже).
 
8.   Какой литературный персонаж Вам наиболее близок и почему?
В детстве – Мартин Иден, позже – герои Э. Хемингуэя, позже – и других авторов... А потому, что это – люди мужественные, сильные духом, умеющие постоять за себя, своих близких, свою большую и малую Родину. Не нытики ...    
 
9.   Кем Вы хотели стать в детстве?   Хотел стать образованным и «рукастым» (т.е. умелым) человеком.
 
10. Мечтали ли Вы поскорее стать взрослым и почему?    Конечно. Всегда хотелось большей самостоятельности.

11. О ком из старших Вам хочется рассказать: бабушках, дедушках, родителях, учителях, соседях?
О родной сестре моей мамы – тете Фене, о тете Оле, о крестном дяде Филиппе.
 
12. С чем связано Ваше самое яркое детское переживание? Что особенно часто вспоминается из детства?
Здесь многое: и то, как бегал за конем Потоком (я работал одно лето коногоном), и как брат Петя обгорел, а я бежал в медпункт лесозавода за врачом по берегу Бирюсы по льду босиком, и как учился плавать...
 
13.   Где Вы учились и кем  работали?
Учился в вечерней школе в г. Бирюсинске, затем – Иркутский госуниверситет (дневное обучение на факультете журналистики). Работал рабочим на лесозаводе, журналистом в газетах и на телевидении, водителем тяжелых грузовиков на Севере, в Арктике. Последние 14 лет – генеральный директор Западно-Сибирской киностудии. Пишу сценарии, снимаю фильмы, выступаю как продюсер.
 
14.   Какие книги Вы читали своим детям?
В основном – нашу классику (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский и т.д.). Из новосибирских авторов – Е. Мельникова. Много сказок, но больше стихов.
 
15. Откуда Вам хорошо знаком, понятен, близок, интересен мир детства?    
Из обстоятельств моего детства: в то время на подростков ложилась очень большая ответственность.
 
16.   Какие Ваши детские мечты осуществились?   Практически – все.

17.    Ваше жизненное кредо (девиз)?   «Не бойся ничего, делай, что должно, и пусть будет как будет».
 
18. Какой Ваш «внутренний» возраст?      40 лет.
 
19.    Ваше любимое блюдо.
И солянка, и лагман, и пельмени, и фра-тру (французская гусиная печенка)... И много еще что. Грибы соленые и маринованные (домашние). Помидоры в любом виде.  Нехитрые сорта французского сыра...
 
20.  Что  предпочитаете смотреть по ТВ?
Хорошее, настоящее кино. Например (из последних работ): «Мастер и Маргарита», «Ликвидация». Хорошие детективы (особенно французские).
 
21.  Любимый, особенно Вам близкий вид искусства.    Кино.
 
22.   Назовите самое радостное событие в Вашей жизни.
Рождение дочерей; тяжелый зимний рейс на Севере (зона  строительства БАМ), когда удалось преодолеть все трудности.
 
23. Черта характера, которая больше всего мешает Вам жить. А какая  помогает?    Излишняя доверчивость мешает, обязательность – помогает.
 
24.  На какое животное Вы похожи?               На собаку дворнягу. 
 
25.  Среди каких людей (или в какой обстановке) Вы чувствуете себя наиболее комфортно?
Среди рабочих людей, в среде журналистов, работников неигрового (документального) кино.
 
26. Что бы Вы посоветовали себе – ребенку,  если бы у Вас была такая возможность сейчас, в зрелом возрасте?
Ничего. Мне кажется, я почти все делал, как надо (в тех обстоятельствах и в то время).
 
«ПИСАТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ?»
 
1.  Как начиналась Ваша творческая биография? Помните ли Вы свою первую публикацию?
В студенческие годы стал писать рассказы. Первый рассказ – в районной газете (г. Усть-Кут, север Иркутской области) под названием «Мишка».
 
2. Что для Вас стало предпосылкой к литературному творчеству?
Думал, что увидел и почувствовал то, что другие не видят и не чувствуют. А я возьму и расскажу им про это. Им (читателям) будет интересно, а мне – приятно.
 
3. Писатель (поэт) – это ...    Писатель – что орган обоняния и осязания общества.
 
4. Когда пишите, кем Вы себя чувствуете: взрослым или ребенком?    И так, и эдак: смотря, что пишу.
 
5. Кто первым читает рукопись Вашей новой книги?            Редактор издательства или газеты.

6. Чьим мнением о своих книгах Вы особенно дорожите?              Конечно, читателей.
 
7. Почему Вам нравится быть писателем?
Я бы не сказал, что особенно нравится: пишу, потому что  таким родился. А хорошо тогда, когда тобою написаны  хорошие произведения.
 
8.   В каком соотношении должны быть вымысел и правда в книге?  Какова их  роль в произведении для детей?
Соотношение всегда разное. Но вымысел – на первом месте, он важнее и дороже просто голых фактов.
 
 9.    На каком этапе создания текста возникает заглавие?
По разному, когда как. Часто бывает, что название определяет и интонацию, и всю стилистику произведения. Да и на сюжет влияет.
 
10.   Какие условия Вы считаете самыми подходящими для творчества?
Думаю всегда, a вот пишу лишь, когда бываю один (дома, в гостинице ...).
 
11 и 12.  Вы сознательно стали именно детским автором?
Я пишу для детей, но произведений для взрослых – больше. Но, как читатель, скажу: детский писатель должен быть веселым фантазером с легким, простым языком (Н. Носов, Э. Успенский, тот же С. Олефир, да и М. Пришвин с рассказами о природе, а К. Чуковский… А новосибирская писательница Т. Пьянкова…).
 
13. В  чем  истоки творчества для детей?
Писатель должен оставаться ребенком до конца дней своих. Тогда он будет наблюдателем детской жизни и «выразителем дум и чаяний многих детей».
 
14. Мечтательность – это достоинство или недостаток?   Смотря для кого и в каком возрасте…
 
15. Изменило ли Вас Ваше творчество?    Наверное, да: стал глубже и ответственнее. Немного.
 
16. Кого из молодых, начинающих литераторов Вы можете выделить?
Не знаю, сейчас молодых писателей мало, государство самоустранилось oт этого важного для общества дела, писательская среда разрознена.
 
17.   Одно и то же ли  для Вас диалог с читателем и диалог с ребенком?  Совсем не одно и то же.
 
18. Каким Вы представляете своего читателя? Опишите этот  образ.
Мой читатель – это я в детстве. Здесь главное, чтобы человек умел и любил читать, а не только в компьютерные игры играл.
 
19.    Чему Ваш читатель Вас учит? Чем помогает?
Главная помощь – востребованность в том, что я написал. Отсюда – моя нужность, энергетический заряд, дополнительная уверенность в себе.
 
20. Чему Вы учите свого  читателя? Понимать и принимать, и любить жизнь  такой, какая она есть.
 
21. С кем из литераторов Вам довелось общаться, дружить?
Е. Мельников, Н. Шипилов, Т. Пьянкова, И. Лавров, С. Олефир, А. Шалин…
 
22. Чем собираетесь в ближайшее время порадовать читателей?
Киноповестями – и детскими, и взрослыми.
 
23.     Ваше напутствие детскому писателю...
Пиши интересные книги на современные темы. Как можно больше! И пусть за ними выстраиваются очереди в книжных магазинах!
 


ПРОИЗВЕДЕНИЯ  В. А.  СЕРОВА
 
Серов, В. Мужчины в отсутствии женщин: повести и рассказы / В. Серов – Новосибирск: Приобские ведомости, 2007. – 176 с.
 
 
Герои этой книги – настоящие мужчины, умеющие без пафоса и лишних слов, в тяжелых условиях Крайнего Севера делать своё дело и совершать честные поступки, слушать сердца близких и не кривить душой.
Жизнь прекрасна, утверждает В. Серов. Если, конечно, она – настоящая жизнь.
 
Серов, В. Прощай, последний герой!: повести, рассказы / В. Серов. – Новосибирск: Приобские ведомости, 2002. – 176 с.
 
 
В книгу вошли новые и ранее опубликованные повести, рассказы и стихи о поколении бамовских строителей, о вечных перипетиях любви, добра и зла, о нравственных исканиях. За рассказы «Из жизни о. Михаила» писатель удостоен Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».
 
 

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ
  • Коньякова, Т. Мужчины в отсутствии и в присутствии женщин // Вечерний Новосибирск. – 2008. – 8 апр. – С. 7.
  • Умарова, З. Премия имени Чебурашки // Российская газета. – 2006. – 30 июня. – С. 20.
  • Костылева, К. Признание заслуг о. Михаила // Вечерний Новосибирск. – 2006. – 13 июня. – С. 8.
  • Коньякова, Т. Виктор Серов: «Литературе и кинематографу сегодня не хватает героя…» // Вечерний Новосибирск. – 2002. – 12 июля. – С. 10.